В ближайшие пару месяцев должны начаться лётные тесты устройства с каноническим названием Hoverbike. Впрочем, этот ховербайк напоминает мотоцикл, у которого вместо колёс — два горизонтальных винта.
Возможно, аэробайки составят конкуренцию традиционному транспорту. Как считаете? (Здесь и ниже фото Chris Malloy.) |
Подняться в воздух можно и на обычном мотоцикле: просто заберитесь с разгону на склон или трамплин. Но если вы хотите всё-таки летать, а не биться оземь после дурацких трамплинных подвигов, вам понадобятся пропеллеры. У Hoverbike их два; винты заключёны в кольцевые обтекали, между которыми помещены сидение пилота, руль и рычаги управления.
История Hoverbike началась, когда инструктор, обучавший пилотированию австралийского инженера Криса Мэллоя, имел неосторожность обозвать лёгкий вертолёт Robinson R22 «воздушным мотоциклом». Именно тогда, как гласит легенда, г-н Мэллой загорелся идеей создать аппарат, которому это название будет «как родное».
После двух с половиной лет упорного труда появилось необычное транспортное средство длиной 3 м, с диаметром винтовых установок 1,3 м и весом 105 кг. Сравнительно небольшая масса обеспечивается за счёт активного использования углепластиков и пенистых материалов. По расчётам изобретателя, аэробайк сможет парить на высоте до 3 км и двигаться со скоростью до 278 км/ч. 30-литрового топливного бака должно хватить для перемещения на 148 км с крейсерской скоростью 148 км/ч.
Четырёхтактный двигатель объёмом 1 170 куб. см и мощностью 60 кВт вращает винты в противоположные стороны: это необходимо для того, чтобы они гасили реактивный крутящий момент друг друга (под действием этого эффекта корпус вертолёта стремится развернуться в сторону, противоположную вращению). Если винты откажут, раскроются парашюты: у инженера Мэллоя всё продумано! Правда, автор машины пока не решил, будут ли они располагаться на корпусе ЛА или разместятся в рюкзаке пилота.
Управляется Hoverbike почти так же, как и мотоцикл: смена направления осуществляется наклоном и поворотом рулевой колонки; один из рычагов увеличивает тягу, а другой позволяет устремлять аппарат вниз — для движения вперёд, вверх — для торможения.
Летающий мотоцикл и робкие попытки воспарить. |
Что есть сейчас: Hoverbike прошёл серию наземных испытаний и даже сумел оторваться от земли (кажется, это его главная задача, да?), при этом его удерживали тросы. К осени (то есть к австралийской весне) должен состояться первый полёт, и при достаточном интересе инвесторов можно будет организовать серийное производство. Уже через год, полагает г-н Мэллой. Начальная стоимость изделия составит около $40 тыс.
Этап наземных испытаний: