Вслед за недавно проведенными исследованиями бензина А – 95, которые показали удручающую ситуацию с качеством, эксперты Института потребительских экспертиз взялись провести тест так называемых «именных» бензинов, которые продаются на АЗС на 30 – 90 коп. дороже своих «обычных» визави. В этот раз специалисты решили проверить очень популярный в период летних отпусков маршрут на Южный берег Крыма.
Выбор поясняется тем, что всё больше автолюбителей, владельцев современных авто, отдают предпочтение именно премиальным сортам, желая получить от автомобиля всё, на что он способен, а также продлить жизнь топливной системы и двигателя.
Поскольку из столицы на ЮБК можно добраться как минимум двумя путями, эксперты разработали маршрут так, чтобы охватить оба – через одесскую трассу и через Черкассы и Кировоград. Всего было отобрано 15 образцов, приблизительно на равноудалённых друг от друга АЗС. «На континенте» в исследовании приняли участие КЛО (Ventus), WOG (Mustang), ОККО (Pulls), УКРТАТНАФТА (Премиум), Лукойл (Экто), Ранг (Премиум), Украина – Сервис (Премиум), Socar (Премиум), ТНК (Pulsar). На полуострове им составили компанию местные сети ТЭС (Премиум), Atan (Премиум) и Современник (Премиум).
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам ДСТУ 4839:2007 (для бензинов улучшенного качества), поскольку заранее было понятно, что бензин будет импортного производства. Напомним, что в Украине в данный момент параллельно действуют два стандарта качества бензина. «Старый» ДСТУ 4063-2001 «Бензини автомобільні», который всё никак не отменят, и новый ДСТУ 4839:2007 «Бензини автомобільні підвищеної якості».
Соответствие бензина новому ДСТУ 4839:2007, во-первых, указывает на его улучшенные экономические и эксплуатационные характеристики, во-вторых, на соответствие европейскому стандарту Евро 4 или Евро 5. В частности в стандартах Евро зафиксированные требования, как к работе двигателя, так и качеству бензина, которые учитываются в новых европейских марках автомобилей. То есть, чтобы получить заявленные характеристики работы автомобиля нужно заправлять его соответствующим топливом.
После получения паспортов качества экспертов ждало удивление на грани шока. Нет, не дают нам спокойно жить нефтетрейдеры! Если в прошлом исследовании они поразили тем, что 40 % образцов не соответствовали нормам, то теперь всё случилось ровно наоборот. Невероятно, но факт – ВСЕ пробы оказались кондиционными. И не просто кондиционными, а соответствовали нормативам ДСТУ 4839:2007 для вида I, т.е. Евро 5! Только один образец, отобранный в Крыму, по сере показал соответствие виду II (Евро 4). Но обо всём по порядку.
Исследованию подверглись следующие параметры – октановое число, содержание серы, объемная доля ароматических углеводородов, бензола и органических кислородсодержащих соединений.
Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок.
Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 85,0 единиц (что практически аналогично привычному числу 95 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). Все участники успешно преодолели рубеж. У лидеров «запас» оказался серьёзным и колебался от 85,6 у WOG до 85,5 у Atan и 85,3 у КЛО.
Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Если её в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. «Новый» ДСТУ предусматривает содержание серы не более чем 0,005% (50 мг/кг) для вида II, и не более чем 0,001% (10 мг/кг) для вида I. Все участники уложились нормативы Евро 5 (!), кроме АЗС «ТЭС», результат которой уложился в евро 4 (44 мг/кг). А «впереди планеты всей» WOG с Mustang, КЛО (Ventus) и ОККО (Pulls). В этих образцах серы вообще практически не было (менее 5 мг/кг). Даёшь Евро 6? Так или иначе, а лидеры держат марку.
Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Повышенная концентрация бензола наносит большой вред, как окружающей среде, так и автомобилю. Не испаряясь целиком бензол способен смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Согласно ДСТУ 4839:2007, объемная доля бензола не должна превышать 1%. Уложились все, наименьшее содержание вновь у WOG – 0,6%.
При проверке объемной доли ароматических углеводородов и органических кислородсодержащих соединений нарушений не обнаружено, все испытуемые вновь уложились, причём с «запасом».
Безусловно, главной неожиданностью рейда стало отсутствие аутсайдеров. Тест Института потребительских экспертиз доказал – заливаться «фирменным» «пятым» безопасно можно на всей протяжённости маршрута. Судя по всему, трейдеры очень щепетильно относятся к контролю качества таких продуктов. Кроме того, радует, что увеличилось количество АЗС, продающих такое топливо в регионах.
Лидером по охвату однозначно стал WOG, который очень серьёзно нарастил количество своих станций, причём все они с магазинами и инфраструктурой. Появляются новые сети (Socar), и новые бренды (Ventus и Pulsar). Кстати, новое топливо Ventus, по мнению экспертов, стало лучшим в Киевской области. Конечно, цены на топливо нынче высоки, но это не самая высокая плата за уверенность, особенно в нашей, к сожалению, весьма равнодушной к потребителям стране.