В Госпотребстандарте нашли новый способ борьбы с нарушителями на рынке топлива. Инспекция начала проверять автозаправочные станции совместно с МВД, возбуждая по итогам выявленных нарушений уголовные дела.
Чиновники уверены, что таким образом удалось сократить количество некондиционного топлива. Впрочем, как участники рынка, так и потребители пока не заметили улучшений. По мнению экспертов, чтобы действительно усилить контроль за качеством нефтепродуктов, государство должно увеличить расходы на это с 3 млн грн до 100 млн грн.
Вчера заместитель начальника управления рыночного надзора Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей Николай Дмитриев на брифинге в Министерстве внутренних дел рассказал, что инспекция начала применять новую стратегию по контролю качества топлива — проводить совместные с МВД проверки. Господин Дмитриев пояснил, что это позволяет при любых обстоятельствах попадать на заправку, куда ранее инспекторов, проводивших проверки самостоятельно, не допускали. Кроме того, проверки с МВД дают возможность открывать уголовные дела, что приносит значительный эффект.
"Если в прошлом году было только 23 проверки с участием МВД, то в этом году мы осуществили уже более 70 таких рейдов, что позволило изменить ситуацию на рынке и улучшить качество топлива",— сказал чиновник. Господин Дмитриев добавил, что проводить масштабные совместные проверки с МВД инспекция стала после того, как премьер-министр Николай Азаров поручил первому вице-премьеру Сергею Арбузову и министру доходов и сборов Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов.
Как пояснил заместитель начальника департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Иван Демин, в результате проверок за восемь месяцев было открыто 230 уголовных дел в сфере контроля качества нефтепродуктов, что в два раза больше, чем в прошлом году. Всего в рамках уголовных производств изъято почти 850 т недоброкачественного топлива, примесей и компонентов. По словам господина Демина, наиболее распространенными нарушениями являются производство топлива, не соответствующего техническим условиям и госстандартам, а также организация подпольных производственных цехов.
Напомним, в июле в Министерстве доходов и сборов занялись проверкой рынка нефтепродуктов. Чиновники тогда заявили, что значительную часть топлива могут поставлять маломощные НПЗ, которые получают нефть через нелегальные трубопроводы, неучтенную добычу сырья, а также путем краж на нефтепроводах и при этом не платят акцизы и сборы.
Заместитель главы представительства Mazeikiu Nafta в Украине Александр Шевченко говорит, что большинство брендовых сетей АЗС контролируют качество нефтепродуктов самостоятельно. "Такие операторы, как ОККО, ТНК-ВР, Shell, "Лукойл", инвестируют значительные средства в собственные службы по инспекции качества и потому не очень нуждаются в контроле извне",— отмечает господин Шевченко. Заправок, на которых продается некачественное топливо, не так много, и потому нужна не столько массовость проверок, сколько их эффективность и бескомпромиссность проверяющих, чего, по его мнению, пока нет.
Директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн отмечает, что если вычесть из объема производства и импорта нефтепродуктов объем экспорта и сравнить этот легальный баланс рынка с потреблением, то выйдет, что в Украине каждый год продается более 450 тыс. т неучтенного топлива. "Это и есть "бодяжное" горючее, которое производят на неучтенных НПЗ разного рода",— говорит господин Куюн. По его оценкам, за восемь месяцев 2013 года количество некондиционного горючего не только не снизилось, но выросло на 20% — до 360 тыс. т. "Поэтому говорить о том, что проверки, которые проводит государство, что-то дали, мягко говоря, преждевременно",— отмечает эксперт.
Директор Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Валерий Липецкий соглашается с тем, что улучшения качества топлива не произошло. "По крайней мере, число нареканий на качество среди членов нашей ассоциации не снизилось. В принципе, понять, что на заправках присутствует "бодяга", несложно — достаточно обратить внимание, что на многих АЗС цены на бензин на 2-3 грн ниже, чем в среднем на рынке. Экономически такую цену можно поставить только на некондиционное топливо или с целью ухода от налогов",— говорит господин Липецкий.
Как отмечает Сергей Куюн, для того чтобы проверять 7 тыс. АЗС, ежегодно работающих в Украине, необходимо порядка 100 млн грн в год, тогда как на 2013 год правительство выделило на эти нужды лишь 3 млн грн. "Только одна мобильная лаборатория, проверяющая качество топлива, стоит $100 тыс., и, конечно, те средства, которые сегодня выделены в бюджете на контроль горючего, вряд ли позволят всерьез изменить ситуацию на рынке",— говорит аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко.