В Украине фактически отсутствует система контроля качества нефтепродуктов. Причин сложившейся ситуации, по мнению эксперта издания Геннадия Рябцева, множество. Среди прочего эксперт отмечает противоречия в законодательстве, малое количество современных лабораторий, отсутствие единого реестра игроков рынка, а также наличие экономических стимулов для производства низкокачественной продукции и недостаточное финансирование органов контроля и стандартизации. Эти и другие системные проблемы привели к тому, что со второй половины 2008 года, проверками качества топлива в Украине занимались фактически только трейдеры и общественные организации.
При этом если первые пытаются удержать качество предлагаемой продукции на достаточно высоком уровне (обвинение в реализации некачественных продуктов чревато падением продаж), то вторым часто не хватает профессионализма для проведения проверок на достойном уровне. "Директора и президенты всевозможных институтов защиты прав потребителей не только не являются специалистами в области метрологии, но имеют самое дилетантское представление о предмете проверок. Неудивительно, что качество руководимых ими исследований далеко от совершенства, а из-за декларируемой независимости то и дело выглядывают уши спонсоров", - утверждается в публикации.
Самой известной общественной организацией, проводящей проверки качества топлива в стране, является Институт потребительских экспертиз (ИПЭ). В июле Институт заявил о запуске масштабного проекта по "независимой проверке топлива на АЗС Украины и созданию единого реестра количества нарушений в отношении качества топлива". Анализируя информацию о заявленных планах, а также об уже проделанной работе, эксперт "Терминала" приходит к выводу о том, что объективность данной кампании вызывает немало сомнений.
В частности, объявленная организацией инициатива (проверка всего реализуемого в стране топлива) требует огромных денежных затрат и человеческих ресурсов. При этом 27 региональных подразделений Госпотребстандарта, расходуя на лабораторные исследования 3,5 миллиона гривен в год, были способны проверить лишь 0,5% реализуемых нефтепродуктов.
Эксперт издания, рассматривая результаты уже проведенных ИЭП проверок, приводит ряд ошибок и несоответствий, допущенных в отчетах. К примеру, заявляя о проведении рейда на 200 АЗС в семи городах Украины, эксперты ИПЭ не указывают ни даты проверок, ни адреса и принадлежности заправок, реализующих некачественное топливо. Кроме того, эксперты ИПЭ путают марки бензина, проверки качества и установление марки топлива, делают вывод о соответствии нефтепродуктов стандарту на основании неполного перечня показателей качества и так далее. Также в ИПЭ, к примеру, подают данные о количестве реализуемого топлива, которое отвечает нормативам Евро-4, Евро-5. Тем временем, данные нормативы устанавливают предельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами автомобилей. То есть на соответствие им проверяют не топливо, а транспортные средства.
Учитывая эти и другие несоответствия в отчетности ИПЭ, эксперт делает вывод о том, что доверять исследованиям подобных организаций весьма трудно из-за их непрофессиональности, ангажированности и в силу того, что источники финансирования таких компаний зачастую неизвестны. "Страна нуждается в публичной, профессиональной, коллегиально управляемой и публично финансируемой ассоциации, построенной на принципах открытого и равноправного участия государства, бизнеса и потребителя", - говорится в публикации.
С другой стороны, по мнению эксперта, пока такой организации нет, можно доверять государственным проверяющим органам, а также собственному опыту. Отметим также, что до конца 2010 года на лабораторные исследования образцов продукции, отобранных в розничной сети, Госпотребстандарт получит 1,8 миллиарда гривен.