Глава киевской городской организации работодателей-перевозчиков "Столица" рассказал о расчетах частных компаний и планах отказаться от "Богданов". На прямой линии в редакции "Комсомольской правды" в Украине" побывал Валерий Липецкий, сообщает Комсомольская правда.
Свистопляска с тарифами
Александр: - У меня жалоба на маршрут №171. Без одобрения Киевской администрации подняли тариф на проезд с 2 до 3 гривен. Да, я понимаю, что цены на топливо выросли, но делайте все законно, а не так, как хозяин захочет - сегодня по три гривны, завтра по пять. Обоснуйте, почему в полтора раза необходимо было поднимать плату за проезд.
- На маршрутное такси тариф нерегулируемый, его устанавливает сам перевозчик, лишь согласовывая с администрацией. Он подает свои расчеты, чиновники должны их проверить по формуле, утвержденной Министерством транспорта. Если с цифрами согласны, то в принципе не имеют права отказать в повышении. По закону на рассмотрение дается один месяц. Столичные же перевозчики обратились еще в ноябре 2013 года, но до 1 апреля ни положительного, ни отрицательного ответа не получили, чем, кстати, Киевская администрация нарушила закон. В марте мы провели встречу с Владимиром Бондаренко (главой КГГА. - Авт.), его замом по транспорту Михаилом Костюком. Они согласились, что расценки нужно повышать. По расчетам перевозчиков одна поездка стоит больше 4 гривен. Но руководство города попросило так резко не повышать расценки - договорились о поднятии цены на 0,5-1 гривну.
Николай: - Какой, по-вашему, все же должен быть объективный тариф?
- Сейчас речь идет о том, что это все-таки не последнее повышение тарифов. Цены подняли, и это должно дать возможность привести автобусы в относительный порядок. Повышение цен на проезд до 0,5-1 грн. пока дает только возможность компенсировать резкое повышение курса доллара, связанного с ним топлива и запчастей. Расчеты, которые предоставили перевозчики с ценой на проезд в 3,5-5 гривен, - это было в ноябре при цене за литр солярки в 9,2-9,5 грн. А сегодня самая дешевая продается по 14,8 грн. Когда были у Владимира Бондаренко на совещании, то перевозчики взяли на себя обязательства ко Дню Киева привести автобусы в порядок - очистить, отмыть, покрасить. И повысить качество обслуживания - водитель должен быть чист, аккуратно одет, приходить на работу не в футболке, а, допустим, в синей или серой рубашке. Были даже разговоры о форме.
Ко Дню Киева маршрутки приведут в порядок
Виктория: - Когда перевозки станут более комфортные? Когда установят кондиционеры?
- Чтобы резко улучшить качество перевозок, нужно за год обновлять 15-20% подвижного состава. На это тоже требуются деньги. Еще Министерство транспорта предлагало покупать за границей семи-, восьмилетние МАНы, "Мерседесы", "Скании", "Вольво". Они по цене будут, как наши новые "Богданы", но лучшего качества. И там все машины сразу выпускаются с кондиционерами. И посадочных мест там не 22, а 45-50. Думаю, "Богдан" уже не то транспортное средство, которое нужно для Киева. Да, на 2000 год он был актуален, но сегодня эти автобусы эксплуатируются уже 14 лет. В них нет тех удобств, которые требует пассажир: летом - кондиционер, зимой - отопление, более комфортные сиденья.
Петр: - Как быть, я много раз сорился с водителями, которые матом посылают пенсионеров, беседуют по телефону во время движения…
- В каждом автобусе обязана быть информация, кто перевозчик, кто руководитель. Любой пассажир может пожаловаться или предложить, как улучшить работу предприятия. И требовать от перевозчика реакцию на свои замечания. Если вы видите, что на жалобу не реагируют, то обращайтесь в управление по защите прав потребителя, которое уже может оштрафовать компанию-перевозчика. Должна быть обоюдная реакция от пассажира и перевозчика. Но здесь тоже, вы поймите, у каждого водителя свой характер. Он перевозит в среднем за день 400-500 пассажиров. И, бывает, попадаются неадекватные. В автобусе запрещено есть, пить, но заходят с пивом или кофе. Когда упрекают в том, что водитель не имеет права говорить по телефону, согласен. Но и пассажир не должен мешать водителю управлять транспортным средством, садясь рядом и говоря без умолку по телефону.
Талончик не страховка
Катя: - Если у водителя маршрутки нет билетиков, могу ли я не платить ему за проезд?
- По закону билет является договором между перевозчиком в лице водителя и пассажиром. Я заплатил, ты мне дал подтверждение своих услуг. Но я говорю, что по большому счету тебе услуга оказана, ты обязан за это заплатить, есть билет или нет - это не имеет значения. К сожалению, на междугородних перевозках билет является страховым полисом, а по городу - нет. Если вдруг случится авария по вине водителя, то все равно компенсирует затраты перевозчик. А билет будет подтверждением того факта, что вы ехали в этой маршрутке. Но это может также сделать и любой свидетель, кто был рядом во время ДТП. Сегодня функции страховки в билете нет. Я еще в 2000 году поднимал этот вопрос. Страховая компания была согласна отвечать за 100% пассажиров, но с условием, что ей будут отчислять по 0,1 копейки от каждого талончика. Но руководство службы пассажирских перевозок посчитало: зачем делиться этой минимальной суммой, когда ее можно забрать себе.
Валерий: - Был случай в маршруте №407, когда всех пассажиров высадили и всем деньги вернули, кроме двух пассажиров, которые не смогли доказать, что ехали в этом микроавтобусе. Потому что они не взяли билет…
- Если бы каждый пассажир, зайдя в салон, требовал билет, то они бы выдавались. Все перевозчики очень хорошо считают деньги. Периодически контролеры делают контрольные заезды, при которых проверяют, какое количество пассажиров за день, и на этом основании устанавливается план сдачи выручки для водителя. Поймите, это в коммунальном транспорте зарплата кондуктора напрямую зависит от количества проданых талонов. А у водителя маршрутки свой план по выручке.
Юлия: - Логично повышение тарифов на длинных маршрутах. Но чем вы объясните повышение цен на маршруты, длина которых 2 километра? Причем людей в автобусе всегда битком, даже на ступеньках стоят, неужели поездка не окупается?
- Это право перевозчика - у каждого из них своя экономика. Но есть общие требования к перевозчику: у него должны быть медики, механики, слесари, стоянка для автомобилей. Одно дело, когда у него 100 машин, и другое, когда 20 штук.Ведь затрат на одну машину получается больше у владельцев маленьких автопарков. Также у перевозчика не один маршрут, а пять-десять. На одном есть прибыль, на другом - нулевая прибыль, третий - убыточный маршрут. Получается, за счет прибыльного содержатся неприбыльные маршруты. Что тогда делать с "минусовым" маршрутом? Закрывать? А он же все равно нужен людям. Например, от Василькова до Киева 35 км, и стоимость проезда 8 гривен. А маршрут №416 от Кибцентра до Троещины 33 км, и цена за поездку всего 3 гривны. А все потому, что в Киевской области цену повышали постепенно, а в столице этого не делали с 2008 года.
А в это время транспортников взяли на контроль
Повышение тарифов на проезд взял на контроль Антимонопольный комитет Украины
(АМКУ). Уж слишком много жалоб пришло от возмущенных пассажиров. Правда, нарушений пока никаких не выявлено.
- Территориальные отделения комитета исследуют вопросы, связанные со сменой тарифов. В случае выявления нарушений законодательства будут приняты соответствующие меры, - рассказали в пресс-службе АМКУ.