Водителей не штрафуют, а предупреждают, но скоро будут наказывать. Гаишники уверяют: в скором времени такие полосы появятся и на других магистралях Харькова. Однако водители сомневаются, что нововведение приживется.
У общественного транспорта в первой столице теперь будет собственная полоса движения. Правда, пока только на двух проспектах города — Ленина и 50 лет СССР. Крайний правый ряд теперь отделен от остальных желтой разделительной полосой (иногда — сплошной, реже — прерывистой). Ездить здесь могут только троллейбусы и автобусы, остальному автотранспорту туда путь заказан.
Желтые разделительные полосы появились на харьковских дорогах совсем недавно, рассказывают в ГАИ. Однако далеко не все водители понимают, зачем они нужны.
Недавно инспекторы решили провести показательный рейд: останавливали нарушителей и устраивали ликбез. Водители слушали наставления гаишников понурив голову, а дослушав — поспешно уезжали, отделавшись устным предупреждением. Однако уже в скором времени за такое нарушение придется заплатить 340 гривен штрафа. Столько же грозит автомобилистам, которые решат припарковать своих железных коней за желтой разделительной полосой.
«Я прекрасно понимаю, что в городе много офисов, что нужно строить парковки, но ведь с чего-то нужно начинать, — говорит заместитель начальника областной ГАИ Юрий Черняк. — Не все водители автобусов понимают, что это вопрос их же безопасности (маршруткам хочется идти в левом ряду, а не плестись за троллейбусами. — Авт.). Со временем это придет. Всем нарушителям без исключения мы будем выписывать протоколы».
Правда, вчера днем на проспекте Ленина все двигались как обычно. Участок от пересечения с проспектом Правды до улицы Культуры традиционно представляет одну большую парковку, желтая разделительная линия никого не останавливает.
«Водителям общественного транспорта отдельная полоса, конечно, нужна, — говорит водитель автобуса Муртаз. — Но положение вещей она не изменит, люди как парковались в неположенных местах, так и будут парковаться. Я слышал от тех же сотрудников ГАИ: как только пытаешься кого-то оштрафовать — тут же идет звонок сверху. Все ведь друг другу братья и кумовья».
А вот на проспекте 50 лет СССР, на участке от проспекта Героев Сталинграда до проспекта Гагарина, машины не паркуются. Однако и общественного транспорта здесь немного.
«Выделять отдельную линию для общественного транспорта нужно в районе метро «Московский проспект», на 50 лет ВЛКСМ — на участке от «Барабашово» до ТРК «Украина», — говорит профессор кафедры урбанистики Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры Валерий Гук. — Там огромное количество общественного транспорта. А на проспекте 50 лет СССР его практически нет».
По словам профессора, затея с отдельной полосой движения обречена на провал, если работники ГАИ не будут штрафовать нарушителей. А в ГАИ обещают: к «Евро-2012» желтыми разделительными линиями обзаведутся все магистрали города, где не меньше трех полос движения.
Полоса для шаттла
Как только закончится реконструкция, желтой полосой обзаведется и 10-полосный проспект Гагарина, рассказала один из авторов проекта Татьяна Поливанова. По правой крайней полосе будут ходить скоростные автобусы «Шаттл», которые будут возить болельщиков от аэропорта к «Металлисту».
Разгрузит ли полоса движение? Общественное мнение.
Дмитрий Чеботарев, водитель:
— Эти разделительные полосы могут что-то изменить только в том случае, если нарушителей будут наказывать. Но я не думаю, что это произойдет. Как парковались, так и будут парковаться.
Дмитрий Червоный, водитель:
— Я считаю, что на проспекте Ленина эта полоса ни к чему. Все равно большинство троллейбусов идут в среднем ряду. Лучше бы сделали с десяток парковок.
Андрей Барышев, водитель:
— На проспекте 50-летия СССР на этом участке курсирует только одна маршрутка, ей отдали целую полосу. Но она как лезла, так и лезет во второй ряд, а ГАИшники теперь тут пасутся постоянно.
Денис Иванов, водитель:
—
В городе есть множество более проблемных улиц, где такая полоса была бы более кстати. Все равно это новшество ничего не даст, если не решить проблемы припаркованных авто.