Считывание мозговой и мышечной активности позволяет начать торможение на 0,13 секунды раньше.
Внимание участников эксперимента отвлекали извилистая дорога и встречное движение. (Скриншот из Open Source Racing Car Simulator.) |
Группа учёных из Берлинского технического университета (Германия), возглавляемая Штефаном Хауфе, провела эксперименты, доказывающие теоретическую возможность создания управляемых мозгом систем, которые повысят безопасность вождения.
Участники эксперимента с электродами на голове (для ЭЭГ) и на правой ноге (для электромиографии) водили машину в компьютерном симуляторе Open Source Racing Car Simulator. Задачей подопытных было на скорости 100 км/ч держаться в 18 метрах за едущим впереди автомобилем. Когда тот начинал тормозить, испытуемые тоже тормозили. Учёные фиксировали электрическую активность в мозге и в мышцах.
Выяснилось, что активность мозга при нажатии на педаль тормоза сама по себе неспецифична для этой ситуации, но её сочетание с началом сокращения мышц ноги позволяет определить, что необходимо экстренное торможение.
«Торможение головой» может начаться на 0,13 секунды раньше и на скорости 100 км/ч добавить водителю более 3,5 метра тормозного пути. Естественно, до практической реализации наработок — годы; дело даже не в том, что водителей будут раздражать обруч (или присоска) на голове и повязка на икре, а в том, что активность мозга и мышц «заглушается» другими действиями (поэтому участников экспериментов просили сидеть в креслах спокойно, не совершая лишних движений).