Государственная служба автомобильных дорог Укравтодор в этом году планирует выставить на конкурс для инвесторов минимум 2 дороги. Потенциальный интерес проявляют в участии компании из Франции, Испании, Индии, Израиля и других стран, у которых есть многолетний опыт постройки и обслуживания концессионных платных автомобильных дорог.
Качественные дороги в Украине не обязательно должны быть платными. Но если государство не имеет возможности дать населению качественные дороги, можно сделать это с помощью частного капитала. Тогда дороги начнут работать на экономику, а не наоборот.
Об этом в интервью заявил заместитель главы Государственной службы автомобильных дорог Украины Евгений Прусенко.
Есть разные финансовые модели. Убежден, что на любой дороге может быть концессия. Но она должна быть выгодна государству. Поэтому, думаю, и есть такое неоднозначное мнение по вопросу платных дорог. Но если бы были ресурсы у страны, например, 25 млрд. гривен в год... Если их нет, надо искать источники финансирования –кредиты международных финансовых организаций, но они тоже не безграничны, либо коммерческие инвестиции, либо частные инвестиции.
Думаю, года через три-четыре в Украине появятся платные автодороги. Может быть раньше, но отдельными участками. Стоить это будет в районе 30 копеек за километр на сегодняшней стадии, то есть 3 евроцента для легкового автомобиля.
Может быть другая система оплаты. Например, в Германии берут с грузовиков 0,29 евро за километр, то есть 3 гривны за километр проезда по автобану. Только выехал на автобан, через GPS все фиксируется, и сразу идет счет.
В Австрии виньетки (наклейка за проезд по платным трассам – авт.) берут на все автомобили весом меньше 3,5 тонн: 7,7 евро – на 10 дней или 22 евро – на 2 месяца, или 74 евро – на год. Штрафы от 110 евро до 220 евро: 110 – если потерял виньетку, 220 – если ее вообще не было. В Чехии стоимость виньетки на год – 37 евро для легкового автомобиля, на месяц – 12, на неделю – 8. В Венгрии (в стране, которая на двух дорогах получила негативный опыт, а из 1100 км дорог – 1000 км платные) – 5 евро – на 4 дня, 9 евро – на неделю, 15 евро – на месяц, 135 евро – на год.
Во-первых, должны быть такие направления, по которым ездят люди, которые готовы платить и будут платить. Это Киев – Крым, Москва – Крым, Киев – западная граница.
Во-вторых, если даже государство будет платить за эксплуатационную готовность, а потом собирать деньги, то договориться с подрядчиком-концессионером: ты в дорогу вложил 500 миллионов евро, построил дорогу за 3 года, а мы тебе, начиная с четвертого года за период концессии, например, в 15-20 лет вернем 600 миллионов евро.
Подрядчик получил прибыль, государство не берет кредит, не увеличивает общий долг. Это выгоднее, чем взять кредит и потом его возвращать. Потом дорога переходит в собственность государства.
Самое главное, что ее (платную дорогу – авт.) сейчас уже можно построить, а не тогда, когда через 5-7 лет будет возможность взять кредит, потом строить и за все это время не иметь денег. Она начинает работать на экономику страны уже через 3 года, экономика получает отдачу.
На каких направлениях в ближайшее время могут построить платные дороги?
Харьков – Щербаковка, Львов – Броды, Ульяновка – Николаев – Херсон – Симферополь и Новомосковск – Симферополь.
У нас по закону должен быть альтернативный бесплатный проезд. Обязательно должна быть дорога. Например, есть отремонтированная дорога второй категории Львов – Броды, которая проходит через населенный пункт. Местами узкая, но по ней можно проехать. Не хочешь платить – едь по старой, хочешь – заплатил и едь быстро по новой.