Нынешние киноблокбастеры изобилуют сценами с дистанционным управлением транспортными средствами. Но можно ли действительно удалённо захватить контроль над автомобилем и вмешаться в работу его бортовой электроники так, чтобы спровоцировать аварию?
Испанские ИТ-специалисты Хавьер Васкес Видал (Javier Vázquez Vidal) и Альберто Гарсиа Ильера (Garcia Illera) утверждают, что это реально. На предстоящей конференции Black Hat, которая с 27 июля по 1 августа пройдёт в Лас-Вегасе (Неваде, США), они намерены показать недорогое устройство, позволяющее вмешаться в работу электронного управляющего блока автомобиля.
О том, что спецслужбам доступны средства, захватывающие контроль над машиной с бортовым компьютером, активно заговорили после странной автокатастрофы, в которой погиб американский журналист Майкл Гастингс (Michael Hastings). Он известен репортажами о карьере генерала Стэнли Маккристала (Stanley McChrystal), в недипломатичной форме раскритиковавшего ряд высокопоставленных лиц США.
Рано утром 18 июня 2013 года Mercedes C250 Coupe, принадлежащий г-ну Гастингсу, на огромной скорости вылетел с дороги в Лос-Анджелесе, врезался в дерево и загорелся. От страшного удара машину разорвало на части, а двигатель отбросило на 50 м. Журналист скончался на месте.
После этого инцидента стали появляться предположения, что «Мерседес» г-на Гастингса был кибератакован: машина попросту перестала слушаться водителя, что и привело к трагедии.
«Мозг» современных автомобилей — электронный управляющий блок — контролирует работу двигателя, трансмиссии, тормозов и других систем. Произвести его диагностику и внести коррективы можно через сервисный разъём. А наиболее технически изощрённые машины и вовсе позволяют проверять и выполнять определённые действия через сотовую сеть при помощи телематической системы вроде Mercedes-Benz Mbrace. Здесь и кроется потенциальная возможность для удалённого взлома бортового компьютера.
Испанские исследователи сообщают, что разработали 25-долларовое устройство, при помощи которого можно обойти шифрование автомобильного управляющего блока и внести изменения в память бортовой системы. Теоретически при этом можно изменить режим работы двигателя или тормозной системы.
Как именно работает устройство, не рассказывается. Специалисты полагают, что оно вводит бортовой управляющий блок в незащищённый тестовый режим, после чего становится возможным изменение параметров.