Для любого автовладельца однажды настает тот день, когда свою «ласточку» приходится продавать. Иногда просто хочется купить новый автомобиль — будь то подержанный или из автосалона. В других случаях владелец просто устает тратить деньги на ремонт машины — увы, ресурс современных авто рассчитан примерно на 300—400 тыс. км (5—7 лет), после чего автомобиль требует денежных вложений (например, нужно сделать капремонт мотора, перебрать ходовую часть). Также поводом для смены авто являются жизненные обстоятельства, к примеру, после рождения ребенка понадобилась машина побольше. «Сегодня» провела эксперимент и выяснила, насколько сложно сейчас продать б/у авто.
Осторожно, «перекупы»!
Самый простой способ продать авто — сфотографировать его со всех сторон и выставить на нескольких специализированных сайтах по автопродаже с перечислением технических характеристик и описанием состояния автомобиля. Там же можно посмотреть и другие объявления, чтобы выяснить примерную стоимость своей машины. На этом этапе мы столкнулись с первой «ловушкой» — профессиональные перекупщики (на водительском сленге их называют «перекупами») специально предлагают авто по заниженной цене, чтобы сбить других продавцов машин с толку. Но если позвонить по объявлению с выгодной ценой, голос в телефоне начинает придумывать предлоги, по которым авто сейчас не продается: не привезли документы из другого города, отдал на СТО, временно занят и так далее. Поэтому при оценке своего авто лучше сделать несколько звонков для проверки реальности объявлений продавцов-конкурентов.
Сразу после размещения объявления на телефоны начали приходить смс-сообщения с предложением продать авто подешевле. Так, за ВАЗ предложили $6 тыс. вместо
$6,5 заявленных, «Ланос» оценили в $3,8 тыс. вместо $4,5, а Opel предложили продать за $6,5 вместо $7,5, которые просил владелец. Одновременно в комментариях под фото стали появляться предложения купить машины за еще меньшие суммы — скорее всего, их оставили те же перекупщики, которые забросали телефоны эсэмэсками. Предложенные таким образом цены стоит рассматривать как «дно» — при торге с другими покупателями опускаться ниже нет смысла.
Реальные покупатели стали звонить лишь через два—три часа после размещения объявлений, задавая вопросы о том, где можно посмотреть машину и не против ли продавец посещения СТО для диагностики. Соглашайтесь на это в том случае, если покупатель готов платить за услуги СТО и сделает это до того, как мастер приступит к осмотру машины — известны случаи, когда покупатели отказывались платить (мол, я эту машину брать не буду, так почему я должен давать деньги за ее диагностику) и раскошеливаться приходилось продавцу. Кроме того под видом покупателей часто скрываются перекупщики, которые предлагают поехать на СТО, где работают их знакомые. Мастера, по предварительному сговору с «перекупом», в процессе диагностики придумывают поломки, что дает повод для торга. Поэтому нужно хорошо понимать реальное техническое состояние своей машины.
Альтернативные варианты продажи.
Обмен с доплатой. Для тех автолюбителей, которые не хотят тратить время на продажу своего авто, а машина продается лишь для того, чтобы купить другую, практически все автодилеры предлагают услугу Trade In. Ее суть в том, что автовладелец приезжает в салон, выбирает новую машину, а старую сдает на комиссионную площадку. Там ее оценивают, и на эту сумму делают скидку на новый автомобиль. Кроме того, дилеры помогают снять авто с учета и оформить все документы. В результате стать законным владельцем нового авто и избавиться от старого можно буквально за несколько часов. Если не хватило денег для доплаты, можно на месте получить кредит — в салонах есть менеджеры банков.
Увы, сумма оценки обычно на 15—20% ниже, чем за автомобиль можно выручить на рынке. Например, за ВАЗ, который мы продавали, предложили $5,5 тысячи (на $1 тысячу меньше суммы, которую мы планировали выручить),
за «Ланос» — $3,5 тыс. (-$300) и за Opel — $5,7 тыс.
(-$1,8 тыс.). Как видим, в случае с «Ланосом» смысл в этой услуге есть, а вот ее целесообразность в остальных случаях сомнительна.
На разборку. В том случае, если у авто есть серьезные технические неполадки, например, оно серьезно пострадало в результате аварии, потопа либо небрежной эксплуатации, у владельца всегда есть возможность отдать его на разборку (объявления с текстом: «Выкупим ваше авто в любом состоянии» висят на каждем специализированном сайте, а также на столбах у авторынков). Если речь идет об авто производства СНГ, то за металлолом можно выручить порядка $500 — других вариантов избавления от такой машины просто нет. В случае же с иномаркой автовладельцы зачастую поступают хитрым образом — заказывают из-за границы такой же автомобиль, но нерастаможенный и меняют у него элементы кузова с VIN-кодом на снятые со своей машины. Например, если бы продаваемый нами Opel Astra был битым, то можно было бы купить такой же самый в Германии за $2,5 тыс. Еще $1,5 тыс. стоит доставка его в Украину (с учетом взяток на таможне), а за $500 умельцы на разборке готовы поколдовать с номерами кузова. Хотя в конечном итоге цена не сильно отличается от стоимости такого же в Украине, но сэкономленные $1,5—2 тыс. — тоже деньги. Кроме того, можно продать отдельно документы на машину ($500—1 тыс.) и отдельно ее саму на металлолом ($500—600).
Под выкуп. Часто автовладельцам предлагают продать авто по доверенности с рассрочкой до года. Если речь идет о знакомых, то смысл в такой сделке есть. А вот с чужими людьми лучше не рисковать: если новый владелец разобьет машину, то может отказаться выплачивать остатки долга.
В каких случаях торг неуместен.
Первые несколько покупателей на наши машины лишь потеряли и свое, и наше время. Условно покупателей, которые «смотрят, но брать не будут», мы разделили на 2 типа. Первый — люди, у которых нет необходимой суммы, но они надеются скинуть $500—600 (а может, и больше) в процессе торга. Второй тип — люди, которые привлекают к процессу покупки знакомых, имеющих новый автомобиль. В результате последние отговаривают их от покупки, ссылаясь на множество недостатков, присущих б/у авто (скорее всего, правильно отговаривают). Поскольку осенью световой день составляет всего лишь несколько часов, а в сумерках смотреть машину нет смысла, фильтровать людей по телефону нужно обязательно, иначе есть риск потратить множество времени впустую. Нужно пообщаться с человеком, узнать, чего он ждет от авто, а также сумму, на которую он рассчитывает. В нашем случае так отпала половина претендентов на покупку. Реальные покупатели б/у авто — люди, которые уже были или являются автовладельцами и, соответственно, знакомы с ценами на ремонт и обслуживание машины, а также с тем, какие недостатки являются критическими. Забегая наперед, отметим, что все три автомобиля приобрели жители регионов, причем один из покупателей приехал из Житомира. Как они нам объяснили, в областях плохие дороги и совсем отвратительный бензин: хотя существует много предложений по б/у авто с ценами ниже киевских, приобрести авто в более-менее нормальном техсстоянии крайне сложно.
Общепринято специально завышать в объявлениях цену на такую сумму, чтобы затем скинуть ее в процессе торга. Ниже приводим распространенные недостатки авто, за которые покупатель просит скидку, а также аргументы для продавца о том, почему эта скидка не будет значительной.
Внешний вид. Сколы и царапины видны невооруженным глазом, но, как говорится, «на скорость не влияют», поэтому не могут служить основанием для скидки больше $100.
Ходовая. Полностью перебрать ходовую практически любого авто стоимостью до $10 тыс. стоит $400—700. Если проблема лишь с некоторыми деталями подвески, например, амортизаторами или сайлентблоками, то можно скинуть еще $100.
Двигатель. Если двигатель не дымит и развивает достаточную мощность, то о торге не может идти и речи. На регулировку и обслуживание (например, замену ремня ГРМ) можно скинуть до $50.
Источник: Сегодня