После запрета товарным биржам оформлять сделки по отчуждению автомобилей, в Украине сложилась неоднозначная ситуация с налогообложением бу автомобилей. В результате торговля бу автомобилями была парализована на несколько недель в июне-июле.
Депутаты так и не успели принять законопроект ««О trade-in»» и рынок бу автомобилей остался сам на сам с законодательными «проблемами».
Но ко второму чтению законопроект № 4385 «О trade-in» претерпит еще ряд изменений, которые заставят украинцев до продажи авто брать справки в ГАИ о количестве сделок на протяжении года.
Как сообщает Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко, ко второму чтению законопроект №4385 получит ряд поправок, которые уже согласованы с Министерством финансов. В частности, появится норма, что с продажи первого автомобиля на протяжении года владелец будет платить 0% налога с доходов физических лиц, а со всех последующих авто – 5%.
Вот какой текст предлагают внести законодателям:
Як виняток із пункту 12.1 цієї статті при продажу одного з об’єктів рухомого майна у вигляді легкового автомобіля, мотоцикла, моторолера або моторного (парусного) човна, не частіше одного разу протягом звітного податкового року доходи продавця від зазначених операцій не оподатковуються за умови сплати (перерахування) продавцем суми державного мита до бюджету, або суми плати нотаріусу за нотаріальне посвідчення відповідного договору до такого посвідчення, або суми плати за оформлення відповідного договору суб'єктом господарювання, який здійснює торгівлю транспортними засобами та перебуває на обліку в Департаменті ДАІ МВС України.
Дохід, отриманий платником податку від продажу протягом звітного податкового року більш ніж одного із зазначених об'єктів, підлягає оподаткуванню за ставкою в розмірі 5 відсотків від вартості такого об'єкта рухомого майна.
Для оформлення продажу легкового автомобіля, мотоцикла, моторолера або моторного (парусного) човна продавець зобов’язаний представити довідку, видану органом МРЕВ ДАІ за місцем реєстрації продавця, про кількість проданих ним автомобілів, мотоциклів, моторолерів або моторних (парусних) човнів протягом відповідного податкового року.
Таким образом, продавцу придется перед оформлением сделки брать справку (наверняка небесплатно) в МРЭО ГАИ о количестве проданных им за год автомобилей, а уже на основании этой справки будет формироваться величина налогообложения.
Очивидно, что кроме дополнительного стояния в очередях за справкой для продавцов (и выдача справок будет наверняка платной), МРЭО придется увеличивать штат сотрудников, в обязанности которых будет входить поиск и выдача справок. Другими словами, увеличатся затраты времени и средств у продавцов, а бюджет будет дополнительно оплачивать работу новых сотрудников.
В то же время бюджет не получит от такого новшества ни копейки, так как подавляющее количество сделок по продаже авто происходят именно раз в год. А «перекупщики», для которых продажа авто – бизнес, легко найдут как обойти 5%-ый налог. Получается, что это именно тот случай, когда администрирование налога будет обходится государству дороже, чем сами поступления от него.
Не проще ли было ввести разумную величину налога (0,3-0,5%) со всех операций, и не беспокоить по лишнему поводу ГАИ на предмет справок, и ликвидировать саму необходимость занижения стоимости сделки?