Система автоматически повышает плату за использование трассы при росте загруженности, что в итоге сокращает число проезжающих автомобилей и помогает избежать серьёзных заторов.
У израильтян появится выбор: платить больше и ехать без пробок или сэкономить, предоставив эту возможность другим участникам движения. (Фото John and Lisa Merrill / Corbis.)
Алгоритм, разработанный специалистами Siemens Mobility, применили на шоссе между Иерусалимом и Тель-Авивом. Технология призвана решить одну из проблем платных трасс — выбора оптимальной пошлины, которая будет не слишком обременительной для водителей, но и не настолько скромной, чтобы привлечь сюда огромное количество автомобилистов.
Под дорожным полотном были установлены датчики на основе индукционных петель — простых устройств для обнаружения транспортных средств, которые применяются, например, на автоматических парковках для открытия шлагбаума. Датчики считают количество проходящих машин на обычных полосах дороги и на параллельном платном участке, а видеокамера отслеживает скорость движения.
Когда трафик не очень плотный, пошлина низка, а вот в часы пик она повышается. Поскольку сумма отображается на электронном табло перед въездом на трассу, часть экономных водителей сможет поискать объезд. Таким образом, пользующиеся платным автобаном вольны в любое время проехать по нему без задержек. Автобусы и автомобили, полностью «укомплектованные» пассажирами, пропускаются бесплатно.
Частью нововведения является автоматизированный сбор пошлины: видеокамера фиксирует номер машины, и деньги либо списываются с банковского счёта владельца (если у него есть такая опция), либо отправляются в виде платёжной квитанции.
Перспективы использования технологии в Израиле пока неясны: вероятно, всё будет зависеть от успешности испытаний. Но Siemens уже с надеждой взирает на американскую транспортную систему, которой, как считают в компании, недостаёт гибкости в расчётах дорожного сбора.