То, чего так опасались украинские автопроизводители, и что пытались предототвратить и премьер-министр Азаров и Президент Янукович, а именно "автомобильной войны" между Россией и Украиной, фактически сегодня была объявлена.
С 1 сентября оплата утилизационного сбора за транспортные средства при поставке из Украины в Россию будет осуществляться в полном объеме. Об этом сказал замначальника главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной миграционной службы России Рустам Хакимов.
"У нас федеральным законом перечень льгот установлен и там льготы только для государств - членов таможенного союза предусмотрены. Противоречит ли это зоне свободной торговли, я сейчас не готов прокомментировать", - сказал Хакимов.
При этом он сообщил, что дальнейшие переговоры по этому вопросу ведет министерство промышленности и торговли России.
Он также отметил, что федеральным законом не предусмотрены исключения для автомобилей, произведенных в Украине. Ставки утилизационного сбора будут регулироваться отдельным постановлением правительства, которое выйдет в ближайшие дни.
Хакимов сообщил, что ФМС уполномочена взимать этот сбор. По его словам, это будет делаться с транспортных средств, произведенных в России производителями, которые не приняли на себя обязательства по безопасной утилизации, а также при ввозе транспортного средства в России физическими и юридическими лицами за исключением тех, кто освобожден от его уплаты.
По его словам, это касается прежде всего автомобилей, произведенных в странах таможенного союза.
Как известно, в правительстве Украины считают, что введение Россией утилизационного сбора на автомобили, поставляемые на ее территорию, не согласуется с нормами договора о зоне свободной торговли СНГ и другими документами.
Премьер Николай Азаров заявил, что введение утилизационного сбора на автомобили приведет к значительному сокращению поставок украинских автомобилей в Россию и наоборот, по мнению экспертов, такие действия приведут к подорожанию украинских автомобилей в России на 10-12%. Украинские автозаводы могут потерять до 40% рынка сбыта. В адрес России были направлены множетство писем с требованием пересмотреть критерии взымания утилизационного сбора для украинских предприятий, однако уже очевидно, что конфликта не избежать.
Последствия этой "автомобильной войны" еще предстоит оценить, но уже ясно, что она не будет легкой ни для одной из сторон. Хотя в истории двух стран уже была одна "автомобильная война" вернее сражение, которое Украине удалось выиграть. Но это торговое противостояние не будет быстрым и легким. И к сожалению, символично, что начнется оно именно 1 сентября.