Компания Volvo представила на своём новом хетчбэке, дебютировавшем на Женевском автосалоне, совершено новый вид подушки безопасности, призванной защитить пешеходов. Система обнаружения последних автоматически замечает будущую жертву автомобилиста, громко и ярко предупреждает об этом водителя, затем сама пытается затормозить, а если не успевает — стелет несчастному соломку в виде подушки безопасности, выстреливаемой с верхней поверхности капота.
Мир многим обязан шведским автопроизводителям, имеющим слабость к созданию чего-нибудь этакого в области безопасности. Трёхслойные автомобильные стекла, трёхточечные ремни безопасности, лямбда-зонд и автомобильный катализатор... На сей раз хетчбэк Volvo V40, дебютировавший на автосалоне в Женеве, первым получит продвинутую систему обнаружения пешехода (Pedestrian Detection). Она базируется на дублирующих друг друга ультразвуковых и радиолокационных датчиках «дальнего оповещения» и сенсорах в передней части автомобиля, которые реагируют непосредственно на столкновение с пешеходом.
Капот автоматически приоткрывается, и подушка закрывает самые травмоопасные для пешехода точки, то есть передние стойки. (Здесь и ниже фото Volvo.) |
Pedestrian Detection «видит» пешехода (ростом не ниже 80 см), прогуливающегося по проезжей части перед автомобилем, сама вычисляет расстояние до него и скорость сближения, а также примерную траекторию движения впередиидущего человека (на основе наблюдаемого ею направления и скорости его ходьбы). Если при решении этой задачи системе покажется, что при следовании на прежней скорости случится наезд, водителю подаются интенсивные звуковые и световые сигналы.
Система отслеживания пешеходов не даст водителю слишком уж заспаться: проецируемый световой сигнал будет ярким, а предупредительный гудок — громким. |
Когда обмерший неофит дорог от ужаса забудет, где у него тормоз, или перепутает его с газом, система начнёт тормозить сама. Однако полная остановка под силу ей только в том случае, если скорость не превышает 35 км/ч, иначе она лишь несколько сбросит обороты. Полный останов на больших скоростях шведский автопроизводитель посчитал небезопасным, поскольку компьютерное торможение по человеческим стандартам считается слишком резким, могущим вызвать травмы у непристёгнутого автомобилиста и наезд тех, кто следует сзади.
В общих чертах работа Pedestrian Detection описана в этом видеоматериале:
Наконец, если ничего не помогло и наезд на беспечного двуногого всё же произошёл, задняя часть капота автоматически приподнимается, а затем из-под нее выстреливается подушка безопасности, прикрывающая нижнюю часть лобового стекла и передние стойки машины. Обычно именно попадание в нижнюю часть лобового стекла или в район передних стоек наиболее опасно для сбиваемого.
Механизм действия подушки:
Систему не стоит идеализировать. Инстинктивно водитель старается отклонить руль в последний момент, поэтому в большинстве случаев столкновение происходит слегка по касательной, а в этом случае польза от подушки гораздо меньше, ведь она не «работает» по бокам. Да и значительная часть травм пешеходов связана в первую очередь со вторичным ударом о столбы, дорожное ограждение и пр., уже после того как они отлетают от автомобиля. Эти повреждения подушка, разумеется, нивелировать не сможет.
Тем не менее начинание не просто оригинально, но и в значительной степени полезно: по статистике, 12% всех ДТП представляют собой наезды на прогуливающихся граждан. Остаётся надеяться, что примеру Volvo последуют и другие производители — для начала хотя бы премиум-класса.