«Дилемма жёлтого света»: увидев его моргание, ударить «по газам» или «по тормозам»? Разработанная бельгийской фирмой Traficon система TrafiRadar вкупе с её аналогом для велосипедистов VIP Bike похоронит буридановы муки водителей. Они просто отслеживают несущихся на сомнительный свет сорвиголов и продлевают жёлтый свет светофора, пока машины не минуют перекрёсток.
Чтобы достоверно определить движущееся транспортное средство, TrafiRadar, вопреки названию, использует не только радар, но и видеокамеру, аналог применяемой для автоматической видеофиксации нарушений скоростного режима. Кроме того, система оснащена встроенным компьютером, самостоятельно вычисляющим (по данным камеры о скорости машины) время, необходимое авто на пересечение перекрёстка. Если оно превышает оставшееся время действия жёлтого сигнала, тот автоматически удлиняется. То же самое происходит, если торможение перед стоп-линией начато очень поздно или осуществляется не слишком энергично, и выезд на перекрёсток «не в свой свет» становится неизбежным.
VIP Bike, по сути, занимается тем же самым, но в отношении велосипедистов. Вот только эффективно работать ночью она не сможет, ведь велосипед может быть сделан из стекло- и даже углепластика, картона или бамбука. Поэтому ведущим сенсором VIP Bike является тепловизор, способный «разглядеть» велосипедиста даже в дождь или сильный туман.
Обе разработки представлены на 117-м собрании Международной ассоциации муниципального регулирования движения, прошедшем на прошлой неделе в Орландо (штат Флорида, США).
На знаке: «Левый поворот — на основной зелёный с пропуском встречных машин». Полезно, но если совместить его с TrafiRadar в России, то он скорее повысит аварийность. (Фото thisreidwrites.) |
Проблема «жёлтого света» не шутка. Обычно именно ею объясняются (в цивилизованных странах) проезды на красный («не рассчитал я, начальник»), принёсшие, между прочим, только в США и только в 2010 году 676 трупов и 113 тыс. раненых (данные Страхового института дорожной безопасности). Разумеется, бельгийская новинка не одинока. Среди самых распространённых технологий упомянем две.
«Камеры Судного дня», установленные на перекрёстках, следят только за пересечением стоп-линии на красный свет. Согласно отчёту того же Страхового института дорожной безопасности, их применение в 14 городах США в 2004–2008 годах привело к снижению смертности и позволило выжить 159 участникам движения. А внедрение выделенных систем такого рода во всех городах США с населением более 200 тыс. за тот же период спасло бы 815 людей. И хотя мы с сомнением относимся к «альтернативной истории ДТП», оперирующей точностью до спасённого человека, нельзя не признать, что страх получить по почте астрономический штраф действительно заставляет автомобилистов тормозить перед перекрёстком с мигающим жёлтым. Добавим, что в Австралии или, например, Уругвае, тот же подход доведён до значительно большего градуса беспощадности к водителю: здешние крупные города видеофицированы до такой степени, что даже езда с незастёгнутым ремнём безопасности стала экзотикой, доступной либо ливанским мигрантам, либо автоугонщикам (также становящимся там вымирающим видом).
В отличие от остального мира, на Кубе за три секунды до переключения света секунды на табло светофора начинают мигать красным. Внизу: жалкие $400 штрафа, и население США готово начать восстание. Против машин с камер. (Фото Википедии.) |
Другой вариант предупреждения «дилеммы жёлтого» — это светодиодные табло с цифрами, указывающими количество секунд до ближайшего переключения света. И хотя в России их размер вчетверо меньше применяемых в некоторых штатах США или, например, в Гаване (Куба), полагаем, многие из вас уже ощутили на себе их влияние. Светодиоды видно издалека, и время на принятие решения — тормозить или гнать — серьёзно увеличивается, причём и для автомобилистов, и для велосипедистов. Стóят такие системы сопоставимо с «камерами Судного дня». TrafiRadar и VIP Bike, как обещают в Traficon, также будут не дороже камер.
А вот что окажется эффективнее — это вопрос. И ответить на него в глобальном смысле просто нельзя. Так, в России, где большинством водителей «дилемма жёлтого» вообще не осознаётся, установка TrafiRadar вызовет лишь уверенность в безопасности проезда на любой жёлтый свет. И, следовательно, именно он будет гореть значительную часть времени на самых загруженных светофорах, что легко может низвергнуть большой город в транспортный коллапс. С другой, стороны, вдруг лет через 10–15 водительская сознательность в нашей стране изменится настолько, что и у TrafiRadar появится смысл? В конце концов, кто в 1995 или 2000 году мог поверить, что наступит время, когда хотя бы половина российской шоферни будет уступать пешеходу на «зебре»…