Почти каждый водитель считает, что уж его-то машина точно не загорится. А огнетушитель нужен исключительно для прохождения техосмотра.
Поэтому предварительные итоги совместной акции ГАИ и МЧС — довольно предсказуемые: у большинства водителей огнетушителей либо нет вообще, либо их уже давно надо было перезарядить.
Сотрудники ГАИ и МЧС решили провести эксперимент. План такой: останавливают машину, проверяют, есть ли огнетушитель, инструктируют и предлагают водителю попробовать протестировать исправный огнетушитель, предоставленный МЧС.
Сразу оговоримся: автомобилистов, у которых не было огнетушителей, решено не штрафовать. По словам инициаторов акции, цель — другая: убедить, а не вызвать негатив.
— Почему-то многие считают, что современные, недавно выпущенные автомобили не горят, хотя это не так, — рассказывает старший инспектор отдела по чрезвычайным ситуациям Павел Филимонов. — Недавно, например, вспыхнул Porsche 2006 года выпуска, причем это не единичный случай. Каждый водитель должен быть готов к любому повороту событий, в том числе потушить возгорание автомобиля. Сотрудники МЧС в среднем прибывают на место происшествия в течение пяти минут. Но за это время машина может выгореть полностью. Часто бывает, что огнетушитель вроде бы есть, но по сути это муляж — абсолютно бесполезный и неэффективный.
В МЧС советуют покупать углекислотные огнетушители объемом 2—3 литра. Это, по словам спасателей, позволит потушить возгорание, и потом не придется отмывать кузов (как в случае с порошковым огнетушителем). Раз в два года их нужно перезаряжать, а время от времени следить за давлением.
Но с чем водители ездят сейчас? При нас сотрудники ГАИ остановили несколько десятков автомобилей. Оказалось, что у большинства водителей огнетушители старые и незаряженные. У некоторых их не было вовсе.
Например, таксист, ехавший на Chrysler, честно признался: «Я другу отдал — ему техосмотр пройти нужно».
— А что если возгорание? — спросили у него сотрудники МЧС.
— Отсоединю клеммы и убегу.
Шутки шутками, но многим в критической ситуации просто, видимо, ничего не остается делать. Например, у женщины на Citroen С3 в багажнике лежал незаправленный огнетушитель. «С его помощью даже спичку не затушишь», — заметили сотрудники МЧС.
Пластиковый давно просроченный огнетушитель показал водитель Toyota Camry.
— Пару лет назад на перекрестке улиц Сурганова и Якуба Коласа маршрутка горела, — припомнили инспекторы ГАИ. — Так водитель два таких использовал — не помогло. А выручили проезжавшие мимо автолюбители: у них был углекислотный огнетушитель.
Водитель грузового микроавтобуса Mercedes продемонстрировал старый незаправленный огнетушитель. Интересно, сколько ему лет?
Россияне, ехавшие на Saab, показали типичный муляж, скорее напоминающий игрушку.
У владельцев Rover, Mitsubishi Eclipse и Volvo огнетушителей не было вообще.
А вот у водителей Peugeot 406 и Mitsubishi Montero — одних из немногих — было все в порядке. Их поблагодарили.
На всякий случай каждый остановленный автомобилист был проинструктирован, как действовать в случае возгорания машины. Многие действительно этого не знали. Кто-то даже предположил, что моторный отсек лучше тушить «рикошетом»: направить струю на асфальт, она «отразится» и погасит пламя.
— Еще часто люди при тушении допускают ошибку: при возгорании в моторном отсеке резко открывают капот, — продолжает Павел Филимонов. — После притока воздуха пламя разгорается еще больше. Нужно сначала немного приоткрыть капот, направить туда раструб огнетушителя, погасить пламя, а потом уже открыть капот полностью и потушить огонь. Если же очаг возгорания находится в зоне бензобака, надо вызвать МЧС и отойти на безопасное расстояние, предупредив окружающих.
Во время акции каждому остановленному водителю предлагают попробовать огнетушитель в действии. Многие тестировали его с удовольствием.
По статистике чаще всего возгорания автомобилей происходят из-за короткого замыкания электропроводки и неисправностей топливной системы. Такие происшествия фиксируются в Минске каждые два-три дня.