...И хотя сделать это предстоит только после завершения стартапом Kor Ecologic полного цикла разработки, то есть к 2015 году, к тому же лишь при условии успеха краудфандинговой кампании, мы не стали бы относиться к этому просто как к смелому проекту. А всё потому, что перед нами усовершенствованная версия уже реализованного Urbee. По сути, внешне это один и тот же автомобиль, а вот в «начинке» многое поменялось.
Обратите внимание: 19-дюймовые колеса закрыты с боков обтекателями. Да, это улучшает аэродинамику, ведь поток воздуха не возмущается вращением колеса. Но как быть с перегревом тормозных механизмов по той же причине? Конструкторы уверяют, что проблемы не будет, поскольку регенеративное торможение замедлит гибрид почти без нагрузки на тормоза. (Здесь и ниже иллюстрации Kor Ecologic.)
Кузов интересен не только тем, что все его полсотни деталей будут производиться на 3D-принтере (Stratsys Fortus 900mc) из обычного ABS-пластика (и сегодня применяемого в автомобилестроении). Как ни смешно для столь лёгкой конструкции, она к тому же использует раму из хромомолибденовых стальных труб, которая обеспечивает ей прочность и пассивную безопасность по самым строгим стандартам. И всё это укладывается в вес, равный каким-то 540 кг. При этом машину при её вместимости не назовешь ультракомпактной: длина декларируется в 3,05 м, ширина — в 1,56 м, и только высота кажется небольшой — 1,07 м при клиренсе в 127 мм. Высоту минимизировали для достижения предельно низкого аэродинамического сопротивления, но, увы, плюсы без минусов встречаются столь же часто, как тень без света. Как вы понимаете, посадка через обычные двери невозможна, поэтому, чтобы попасть внутрь, потребуется откинуть верх передней части авто, что даст дождю и снегу беспрепятственный доступ в салон.
Снег, дождь и иные погодные причуды не преминут пробраться в машину при посадке и высадке.
Четырёхтактный дизельный двигатель мощностью не более 10 л. с. при 3 000 оборотах бóльшую часть времени будет использоваться на не более чем 2 200 оборотах при мощности в 5 л. с. (конструкторы называют такой режим «крейсерским»). Хотя он и сможет непосредственно вращать два передних ведущих колеса Urbee 2, такая ситуация рассматривается как экстренная: в норме работать для этого должны два электромотора с номинальной мощностью 4 л. с. и пиковой 8 л. с. каждый (всего 6 кВт при «номинале»). Энергию они возьмут от аккумуляторов ёмкостью 7,6 кВт•ч, которые можно подключить к обычной розетке; «заправка», правда, займёт до 6 часов.
Этого хватит для движения в течение более чем часа с четвертью, уверяют нас создатели, и то на трассе: в городе экономичное транспортное средство сможет перемещаться намного дольше — за счёт меньшей средней скорости. В то же время при большой скорости (максимум — 112 км/ч) всего заряда хватит примерно на 65 км. Вместо того чтобы после разряда включить дизель, машина сделает это заранее — как только высокая скорость потребует для поддержания движения более чем 60% от пиковой мощности, или 7,2 кВт. Поэтому полного разряда батареям не видать, и одновременно с поддержанием движения дизель сможет подпитывать батарею, чтобы к окончанию хайвейного отрезка у машины опять был полный заряд и она смогла передвигаться по городу на электротяге.
Обтекатели по бокам не дают передним колёсам сильно отклоняться в стороны. А как же рулить? Конструкторы запатентовали собственный метод руления при помощи заднего колеса (развесовка по осям — 66% на 33%) и уверяют, что с ним манёвренность трёхколёсника только выросла.
Суть описанной стратегии включения ДВС в том, что на высоких мощностях в устойчивом режиме дизель тратит сравнительно немного топлива. Зато в городе, где ДВС почти всегда работает не с оптимальными оборотами, Urbee 2 будет электромобилем с дальностью 65 км — то есть не меньше, чем у Chevy Volt, и значительно больше, чем у Toyota Prius. При затяжном подъёме на очень крутые склоны и электродвигатели, и дизель действуют одновременно, дабы исключить падение скорости ниже требуемой.
Если вы думаете, что перед нами обычный гибрид, то глубоко заблуждаетесь. Кроме литиевых батарей, на борту предусмотрены... суперконденсаторы. Да, именно они, ёмкостью в несерьёзные, казалось бы, 35 Вт•ч. Но зачем, если такого заряда хватит на 20–25 с движения при номинальной мощности моторов и всего на 10 с при разгоне?
Как мы не раз писали, химические аккумуляторы заряжаются долго. И чтобы быстро поглотить значительное количество энергии, батареи должны быть очень большими — как у двухтонной Tesla Model S. Стоить, как вы понимаете, это будет далеко за $60 000 — а разработчики Urbee 2 намерены довести детище до коммерциализации и потому не хотят столь огромных цифр, да и не поместятся на двухместный полутонный автомобиль нужные аккумуляторы. В общем, суперконденсаторы, способные почти молниеносно заряжаться и так же быстро разряжаться, нужны лишь для того, чтобы мгновенно запасать энергию при регенеративном торможении, когда ток идёт не к электродвигателям, а от них. Принять его в нужных количествах в сжатые сроки аккумуляторам не удастся, а вот ионисторам — запросто.
Хотя более половины деталей Urbee производится на 3D-принтере, в его шасси много стальных компонентов, которые пока закупаются на стороне. Их изготовление на продвинутой разновидности тех же 3D-принтеров обещают наладить лишь через несколько лет.
Пока целью Kor Ecologic является демонстрационный пробег от западного побережья США к восточному, в ходе которого на 38 л топлива планируется преодолеть расстояние от Нью-Йорка до Сан-Франциско за два дня, имея в экипаже двух человек и собаку. Столь странный состав «берёт начало» от известного в США первого автопробега от Тихого океана к Атлантическому, который случился в 1903 году, продлился 63 дня и сжёг 3 000 л топлива.
Urbee 2 ограничится всего 38 л, а преодолеть названное огромное расстоянии намерен в 32 раза быстрее. Экономичность при этом должна достичь... 1,57 л на 100 км. Реально ли это? Конструкторы уверяют, что да. Мы же до некоторой степени сомневаемся. Да, коэффициент аэродинамического сопротивления у Urbee 2 всего лишь 0,149. На фоне Tesla Model S (0,24) или Toyota Prius (0,25), не говоря уже о более отсталых в этом отношении моделях, таких как тот же мерседесовский S-класс, это впечатляет. Да и масса транспортного средства невелика: даже с нагрузкой оно не будет весить больше 750 кг.
С помощью лебёдки, мата и 100+ литров на сто километров экипаж-1903 в составе водителя, механика и собаки всё же пересек Северную Америку от края до края. Удастся ли такой же поход Urbee 2 — особенно с учётом заявленного расхода в 1,57 л на 100 км?
Но конкретная методика подсчёта расхода не указывается, то есть в реальном пробеге 2015 года нас могут ожидать трюки типа электрозаправки на ночной стоянке с последующим пересчетом в топливо по киловатт-часам и иные сомнительные методы. Упомянем ещё один часто используемый не слишком честный способ: обычное серийное авто с ДВС может тратить по 3–4 л на сотню в установившемся режиме... где-нибудь на 60 км/ч. Вот только к реальной жизни всё это особого отношения не имеет, ведь не поедете же вы по трассе на такой скорости?
И всё же, несмотря на, технически автомобиль выглядит одной из самых пристойных попыток создания экономичного трёхколёсного двухместного гибрида. Особенно отметим идею применения суперкондесаторов в паре с обычным аккумулятором, резко поднимающую эффективность регенеративного торможения. Подкупает и то, что большинство деталей авто будет сделано 3D-принтером: это позволит в случае успеха демопробега начать массовое производство без развёртывания сверхдорогого завода (непременного для обычной автоиндустрии).
Так что посмотрим, чем закончится попытка Kor Ecologic по частям собрать потребные проекту $3 млн на Kickstarter. Возможно, у Urbee 2 есть перспективы и на нынешнем переполненном автомобильном рынке:
Подготовлен