То, что женщины более хрупки, чем мужчины, кажется, мы уже усвоили. Однако в краш-тестах используются манекены, по прочности материала близкие именно к сильному полу. Шутки шутками, но отказ от этой «порочной практики» может привести к значительному снижению числа серьёзных травм при автомобильных авариях.
Хлыстовая травма, возникающая при резком движении головы вперёд с резкой же последующей остановкой, — очень частое следствие удара сзади, особенно при отсутствии подголовника или его неправильной регулировке по высоте. Анна Карлссон из Технического университета Чалмерса (Швеция) создала прототип первого манекена для краш-тестов, учитывающего различия мужского и женского организмов в устойчивости к этой и другим видам травм. Хотя испытания манекена показали разные результаты по всему спектру возможных столкновений, именно в хлыстовой травме разрыв в устойчивости манекенов оказался самым разительным.
Вот так мужской манекен и прототип женского различаются по размерам и телосложению. (Здесь и ниже иллюстрации TUCh.) |
Чтобы выяснить разницу в ускорении тел мужчины и женщины, исследовательница изучала движения женского тела при экспериментальных столкновениях на очень низких скоростях. Почти сразу было установлено, что движущиеся части такого тела перемещаются в пространстве со значительно большей скоростью, поскольку их мускулатура хуже компенсирует движение, вызванное посторонним воздействием. Для дальнейшего приложения полученных значений ускорения г-жа Карлссон создала специальное ПО — EvaRID (Rear Impact Dummy, манекен по отработке удара сзади).
Женский манекен перед испытаниями. |
Затем разработанные с участием этого приложения манекены прошли восемь краш-тестов на обычных автомобильных сиденьях.
По итогам испытаний в сравнении со стандартным мужским манекеном BioRID, разработанным в конце 1990-х, выяснилось, что воздействие, оказываемое на женский манекен, на 30% сильнее, чем на «представителя» сильного пола. При этом тяжесть женских травм (по считываемым с куклы перегрузкам) часто достигала весьма высоких значений:
По мнению исследователя, это означает, что автомобильные концерны, значительно снизившие опасность хлыстовых травм для мужчин, обязаны пересмотреть меры пассивной безопасности (в том числе конструкцию подголовников), если они действительно хотят уберечь дам от такого рода повреждений, частотность и характер которых находятся сейчас на недопустимых уровнях. Как вариант, полагает Анна Карлссон, возможна разработка такого сиденья, которое смогло бы двигаться вперёд при ударе сзади, а затем останавливаться в полностью выдвинутом положении, чтобы дистанция обратного хода головы пассажира была минимальна, а угроза травмы шеи — сведена к нулю.