В дождливую погоду автомобилисты регулируют скорость работы стеклоочистителей в зависимости от интенсивности осадков: в сильный ливень они действуют на полную мощность, а в морось подойдёт и «дежурный режим». Это простое наблюдение вдохновило учёных из Университета Вильгельма Лейбница (Ганновер, Германия) на разработку системы RainCars, позволяющей отслеживать интенсивность дождя на основании информации от машин с GPS-приёмником.
Интенсивность осадков может сильно меняться в пределах сравнительно небольшой территории. Несмотря на то что обычные плювиометры позволяют получать точные данные о силе дождя, зачастую они расставлены слишком редко, чтобы дать полную картину атмосферных явлений. В то же время более детальная информация о характере осадков помогла бы в прогнозировании и предупреждении наводнений.
Идея RainCars заключается в том, чтобы использовать для сбора данных об интенсивности дождей обычные автомобили.
Для тестирования платформы использовался лабораторный симулятор осадков, в который помещались транспортные средства с различным типом стеклоочистителей. Специальная оросительная система с регулируемыми форсунками имитировала проливной или моросящий дождь.
В одном из тестов сидящий в салоне автомобиля человек управлял скоростью работы стеклоочистителей вручную в зависимости от условий обзора через лобовое стекло. Исследователи уверены, что видимость дороги — хороший индикатор интенсивности осадков. Однако в этом случае результаты не могут считаться полностью объективными, поскольку каждый водитель регулирует скорость работы «дворников» по своему усмотрению.
Другая серия испытаний проводилась с машинами, оборудованными специальным датчиком дождя, который автоматизирует работу стеклоочистителей. Поскольку такие датчики проводят измерения постоянно и «беспристрастно», получаемые с их помощью данные гораздо более точны и стабильны.
Исследователи также имитировали движение автомобилей в условиях дождя: для этого сенсор осадков помещался на вращающуюся платформу, создававшую эффект определённой скорости. Это позволило получить математическую модель, которая необходима для корректировки показаний, изменяющихся в зависимости от скорости движения транспортного средства.
Но на практике, помимо скорости, на результаты измерений могут влиять и другие факторы: резкие порывы ветра, брызги от находящихся поблизости автомобилей, дорожная инфраструктура и пр. Впрочем, главная задача RainCars не в обеспечении максимальной точности, а в многократном увеличении точек замера интенсивности осадков с привязкой к GPS-координатам.
В ближайшее время должны начаться испытания RainCars в полевых условиях.