Автомобили научились ездить без водителей. Оригинальный проект воплотила в жизнь команда исследователей из Европейского исследовательского совета (European Research Council).
Маршрут длиной в 13 000 километров - из Италии в Китай через пустыню Гоби проехали четыре микроавтобуса. В этом не было бы ничего необычного, если бы не одно маленькое "но" - машины шли без водителей!
Люди брали на себя управление только на паре маленьких участках - в самом начале и в самом конце путешествия, где требовались больно уж нестандартные действия, а также при прохождении таможен. А всю остальную дорогу эти оранжевые "евромаршрутки" на электрической тяге проделали сами.
Для навигации и ориентирования в пространстве автомобили использовали систему под названием "общий детектор препятствий и трасс" (Generic Obstacle and Lane Detector - GOLD) - в ее составе было семь синхронизированных видеокамер. Дополнением к системе служил набор лазерных сенсоров на солнечных батареях, которые помогли машине определять расстояния до других участников транспортного потока.
Максимальная скорость передвижения микроавтобусов составляла 60 км/ч - для того, чтобы проехать максимально возможное расстояние без подзарядки. Но путешествие стало столь долгим - начавшись в июле, оно завершилось только в конце октября - не только поэтому, но и потому, что машины могли двигаться только два-три часа, а потом их батареи стояли-заряжались по восемь часов.
Экспедиция проехала через Восточную Европу, Россию и Казахстан. "Мы не знали маршрут. Я имею в виду, не знали, какие это будут дороги, какой трафик, какие будут попадаться водители - дисциплинированные или не очень - все это добавляло интереса и адреналина", - отметила инженер-исследователь Изабелла Фредрига (Isabella Fredriga). Карт тоже не брали. Сами исследователи ехали как пассажиры. Кстати, одним из сложных моментов стал проезд пробки в Москве - там пришлось взять управление у электроники на себя.
"Руль управляется компьютером. Компьютер посылает команду на его повороты, а мы следим за дорогой, за объездом препятствий и за следованием по полосам", - отметил Альберто Брогги (Alberto Broggi), главный исследователь проекта, сотрудник лаборатории Vislab в Университете Пармы (Италия). "Идея состояла в том, чтобы проехать по длинному машруту на двух континентах, по разным странам, в разных погодных условиях, в разных дорожных условиях, с разной инфраструктурой - все это позволило бы нам испытать систему на прочность во всем многообразии внешних условий, ситуаций", - добавил он.