Segway – одно из самых обсуждаемых транспортных средств на электротяге 2000-х гг. С момента презентации Дином Кейменом своего детища у него регулярно появлялись «клоны» (толпы дизайнеров пытались оспорить у Кеймена право изобретения «палки на колесиках»), а также модификации и совсем уж далекие от оригинала скутеры «по мотивам сегвея». В данной публикации предлагается обзор нескольких наиболее интересных вариаций Segway, претерпевших, по сравнению с оригиналом, куда более серьезные изменения, чем ограничившийся «косметической» доработкой Segway Patroller (скутер для полицейских).
HandsFree-Transporter: сегвей для киносъемок и балета
Стандартный вариант аппарата уже заполонил Европу и активно используется не только частными лицами, но его также можно взять на прокат, например, вот здесь есть русскоязычный прокат Segway в Барселоне. Кроме этого, существует целый ряд интересных модификаций этого удивительного транспортного средства.
HandsFree-Transporter: сегвей для киносъемок и балета
HandsFree-Transporter (см. фото выше) – это Segway без рулевой колонки. Как следствие, у пользователя высвобождаются руки (управление скутером осуществляется при помощи рычага с креплением для ног, располагающегося по центру платформы), которые можно занять чем-нибудь полезным… например, камерой для киносъемки.
Автор идеи HandsFree-Transporter – актер Ульрих Калерт (Ulrich Kahlert), а тот, кто ее воплотил и поставил на «бизнес-колеса», – Рейнхард Анзорге (Reinhard Ansorge). Поначалу транспортное средство использовалось в сфере танцев (скоростная платформа отлично зарекомендовала себя даже в балете). В 2005-м HT приобрел изобретатель стедикама (системы стабилизации камеры) Гэрретт Браун. С тех пор новинку стали активно применять на съемочной площадке: специальное крепление для стедикама освобождало операторов от солидной нагрузки, платформа характеризовалась маневренностью (в отличие от квадроциклов и мотоциклов) и вездеходностью, чем объяснялась «сфера» применения HT – съемка динамичных сцен и сцен, где от оператора стедикама требовалось преодолевать существенные расстояния.
HandsFree-Transporter оказался задействован при постановке лент «Типа крутые легавые». «Миллионер из трущоб», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Сталинград» и др. Также он эксплуатировался на крупных спортивных соревнованиях вроде Пекинской олимпиады-2008 и Евро-2012. В числе вип-персон, лично купивших HT у Р. Анзорге, можно назвать Джеки Чана и Вина Дизеля.
Rollstuhl Segway: сегвей с сиденьем
Rollstuhl Segway: сегвей с сиденьем
На Rollstuhl Segway, в отличие от оригинала, передвигаться можно только сидя. Авторы проекта – Вилли Лан (Willi Lang) и Оливер Фляйнер (Oliver Fleiner). Ориентировано данное транспортное средство на людей, которым здоровье не позволяет самостоятельно преодолевать длинные дистанции или ходить в принципе.
Rollstuhl Segway оборудован литий-ионными аккумуляторами (частичная зарядка занимает 1,5 ч, полная – 6 ч), обеспечивающими диапазон хода до 38 км с предельной скоростью в 20 км/ч. На «кресле» предусмотрены LED-огни, удобный руль (его легко демонтировать), подножка, подставка для смарфтона, на экран которого могут быть выведены данные о заряде батареи, скорости и т.д.
Данный проект является далеко не единственной вариацией на тему симбиоза сегвея и инвалидной коляски. Порой такие транспортные средства создаются вовсе без использования платформы Segway, а только «по мотивам» детища Д. Кеймена. В качестве примера можно привести концепт EAZ от проектировщика Грейсона Стоппа (Grayson Stopp), на котором, в отличие от Rollstuhl Segway, можно передвигаться и сидя, и стоя за счет складывающегося руля.
Segway RMP: уникальная роботизированная платформа
Segway RMP: уникальная роботизированная платформа
RMP (Robotic Mobility Platform) – авторская разработка Segway Inc. В рамках проекта совершенствуется системы стабилизации транспортных средств (двух- и четырехколесных) и распознавания окружающих объектов, а также исследуются нюансы рационального использования аккумуляторов.
Из проектов, развитие которых к настоящему моменту прекращено, стоит отметить четырехколесную тележку RMP400, способную транспортировать до 400 фунтов груза (чуть больше 181 кг), двухколесный «стул» RMP100 (его, в отличие Segway HT, можно спокойно использовать даже в малогабаритных помещениях), всенаправленную платформу RMP400 Omni. Они, как и вся техника на RMP, отличаются дистанционным управлением. Сейчас Segway Inc. развивает усовершенствованные версии перечисленных устройств и некоторых других, менее ярких моделей.
На основе RMP специалисты различных организаций к настоящему времени успели разработать немало роботов: для открывания дверей (Massachusetts Institute of Technology), игры в футбол (Carnegie Mellon University), перевозки напитков (University of Michigan) и др. Кроме того, RMP послужил основной для роботов, предназначающихся для обезвреживания бомб и работы на местах пожаров (с водяной «пушкой» в списке оснащения).
На основе Segway RMP создавались, среди прочего, аппараты terrorist robots (платформы с закрепленными на них манекенами, служащие тренировочными мишенями для солдат). Компания из Австралии Marathon Targets снабжает подобными устройствами местную армию (и не только), причем как в двухколесном (модель T20), так и в четырехколесном исполнении (T40). Собственно, «поступление» сегвея на военную службу всегда было лишь вопросом времени, – достаточно вспомнить, что Д. Кеймен на старте производства электросамоката упоминал, что он может оказаться очень полезным в военной сфере, а перед Пекинской олимпиадой китайские солдаты и полицейские задействовали десятки сегвеев в антитеррористических учениях.
Возможно, для будущих поколений Segway окажется одной из ярчайших примет 2000-х гг. Во всяком случае, в сфере «зеленого» транспорта его влияние и известность по-прежнему широки. Техника, созданная по его «мотивам», появляется даже в тех секторах, куда Segway при всем желании не смог бы «въехать» (к примеру, система видеоприсутствия Double, соединяющая iPad и движущуюся платформу, напоминающую как раз Segway). Электроскутер Кеймена открыл эпоху персональных «зеленых» транспортных средств и продолжает оставаться «на виду»: и вряд ли в ближайшие годы на рынке появится столь же интересный проект.