Железнодорожные переезды были и остаются одним из самых аварийно-опасных участков автомобильных дорог. Статистика говорит о том, что каждую неделю где-либо в мире случаются серьёзные инциденты, связанные с пересечением ЖД-путей. Неработающая световая и звуковая сигнализация, невнимательность водителей и желание проскочить перед поездом, надеясь на авось, оборачиваются гибелью людей, не говоря уже о серьёзных материальных убытках.
Повысить безопасность на железнодорожных переездах поможет новая технология, предложенная норвежской компанией WaveTrain Systems, которая основана в 2009 году Норвежской организацией сейсмических станций (NORSAR) и службой Kjeller Innovation. Она уже заключила несколько контрактов на установку оборудования на ЖД-магистралях в Норвегии, Великобритании и Финляндии. Кроме того, переговоры ведутся с властями Германии, Южной Африки и Австралии. Итак, как же работает новая система?
Фото NORSAR.
Вблизи железнодорожных переездов на рельсах устанавливаются специальные сенсоры, фиксирующие колебания. Система реагирует на вибрации строго определённой частоты, которые возникают при приближении состава. Обнаружив поезд, электроника подаёт управляющие команды на установленные на переезде средства сигнализации: это могут быть световые индикаторы, звуковое оповещение, автоматизированные шлагбаумы или подъёмные механизмы, препятствующие проезду автомобильного транспорта.
Компания WaveTrain Systems подчёркивает: система не нуждается в прокладывании каких-либо кабелей вдоль железнодорожных путей и в дорогостоящем обслуживании. Датчики могут быть установлены на расстоянии до 15 метров от переезда, заблаговременно выдавая предупреждения о приближающемся составе.
Есть и другие технологии, призванные повысить безопасность движения на ЖД-переездах. К примеру, в Университете Латроба (Австралия) разрабатывается так называемая интеллектуальная транспортная система (Intelligent Transport System, ITS), использующая сигналы системы навигации GPS и специализированную связь ближнего радиуса действия (DSRC). Комплекс позволяет осуществлять обмен информацией между автомобилями, железнодорожными составами и объектами транспортной инфраструктуры. При приближении автомобиля к переезду, на который вот-вот выйдет поезд, ITS предупредит водителя световой и звуковой сигнализацией. Интенсивность и громкость сигналов будет нарастать по мере сокращения расстояния между машиной и железнодорожными путями. Предполагается, что адекватный водитель сможет заблаговременно принять правильное решение и избежать выезда на рельсы.