Как снизить расход горючего на единицу пути? Один из вариантов — уменьшение веса автомобиля, бóльшая часть которого, как все помнят, приходится на металлический кузов. Но, принимая во внимание требования к безопасности пассажиров, не так-то просто сбросить пару сотен «кэгэ» и не потерять беспокоящихся о своей жизни покупателей.
На днях автогигант General Motors сообщил об инвестировании в американскую компанию NanoSteel, насчитывающую всего 34 сотрудника и занимающуюся разработкой стали, которая, по-видимому, позволит GM производить гораздо более лёгкие кузова без нежелательных последствий для будущих пассажиров.
Сталь производства NanoSteel (электронная микрофотография iStockphoto). |
Что отличает продукцию NanoSteel от других облегчённых металлических материалов? В первую очередь ковкость. Например, углеродное волокно, из которого создан корпус роскошной Lamborghini Sesto, демонстрирует фантастическое соотношение твёрдости к весу, но, в отличие от стали, этот материал вряд ли когда-нибудь покинет нишу суперкаров из-за заоблачной цены производства и ремонта. А вот NanoSteel, как говорят, способна производить и формовать детали на том же оборудовании, которое используется при работе с обычной сталью. Более того, NanoSteel-разработки подходят для холодной формовки, что позволит производителю сэкономить на энергии, идущей на нагрев обычной стали. GM уже подтвердила, что те же роботы, что создают экстерьер Chevy Volt, могут работать с материалом NanoSteel без какой-либо дополнительной настройки.
Подробности технологии, конечно же, не разглашаются, а жаль. Известно, однако, что высокую прочность при малом весе NanoSteel-материалу придаёт (в том числе) метод сверхбыстрой закалки листов сразу после прокатки, который не позволяет наноразмерным зёрнам разойтись, образуя вредные поры (см. микрофото).
В этой связи интересно взглянуть на другие инвестиции GM и их судьбу. В 2010-м GM Ventures вложилась в компанию Bright Automotive, собиравшуюся выпустить на рынок гибрид, заряжающийся от розетки. Однако уже в этом году Bright Automotive не смогла обслуживать свои долги (а GM отчего-то не стала ей помогать) и свернула деятельность.
Тогда же GM инвестировала $3,2 млн в компанию Sakti3, разрабатывающую твердотельные перезаряжаемые батареи без использования горючих жидкостей (электролитов) и способных держать заряд дольше обычного. Компания пока жива, но об успехах что-то не слышно.
Ещё больше ($7,5 млн) GM вложила в производителя зарядных станций на солнечных батареях Sunlogics, которые действуют в точках продаж Chevrolet Volt в США. Тут бизнес идёт, по-видимому, не так плохо, и компания собирается строить новую штаб-квартиру.
Сложно сказать, насколько серьёзны намерения GM в этих ставках на батареи и гибриды... Сталь — она как-то надёжнее, конечно…