В правительстве не рискнули привлечь к уплате налога на роскошь средний класс. Однако и обеспеченные украинцы не слишком пострадают от дополнительного налогообложения.

Верховная Рада представила Кабмину для доработки стилистики компромиссный вариант законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс по налогообложению богатства и предметов роскоши", учитывающий позиции министров социальной политики и финансов и премьер-министра Николая Азарова. Премьер требовал отказаться от фискального характера законопроекта и идеи Минфина расширить круг налогоплательщиков, включив в него средний класс.

"Вопрос стоял так: либо мы учитываем все замечания премьера, либо проект закона вообще не будет направлен в Верховную раду",— рассказал собеседник в ВР.

Документ сужает круг потенциальных плательщиков налога, в частности, не будет касаться украинцев среднего достатка. Налог на недвижимость, который так и не заработал в начале 2012 года в отношении квартир площадью свыше 120 кв. м и домов свыше 250 кв. м, с 1 января 2013 года будет отменен. Вместо него в Налоговом кодексе появится налог на имущество. Его будут ежегодно платить физические и юридические лица — собственники квартир общей площадью более 200 кв. м и стоимостью свыше 1000 минимальных зарплат (МЗ), то есть более 1,09 млн грн исходя из текущего размера МЗ; коттеджей, дачных и садовых домов — 500 кв. м и 2500 МЗ (2,74 млн грн); объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного плательщика — 600 кв. м и 3000 МЗ (3,28 млн грн).

По мнению руководителя комитета по законодательству, юридическим вопросам и стандартам Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов) Украины Александра Фомицкого, не стоит вводить налог, построенный на теневых отношениях.

 "Оценочная стоимость — это субъективное мнение оценщика, составленное на основании анализа аналогичных продаж. Реальных цен и рынка нет — все стараются скрывать цену сделок. Поэтому будет возможность уклониться от уплаты налогов",— поясняет господин Фомицкий, отмечая, что оценочную стоимость можно занизить и на 50%.

Экономист Национального института стратегических исследований Алексей Молдован уверен, что, если правительство неспособно запустить механизм администрирования налога на недвижимость, оно не сможет использовать и новую схему налогообложения.

Также правительство предлагает отказаться от привязки налога к объему двигателя автомобиля, а взимать налог на роскошь с легковых автомобилей и мотоциклов только в случае превышения пороговой стоимости: более 700 МЗ (765,8 тыс. грн) — для автомобилей и 200 МЗ (218,8 тыс. грн) — для мотоциклов. При этом налогом в размере 40% от стоимости покупки внутри страны (плюс НДС при ввозе) будет облагаться только новый транспорт.

При покупке бывших в употреблении транспортных средств, в том числе дорогих раритетных моделей, новый налог не будет платиться.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает логичным отказ от привязки к объему двигателя, так как есть дорогие автомобили с небольшим объемом, например 2-литровые Mercedes и Porsche, цена которых доходит до $100 тыс.

"Но сама величина налога бредовая. Будут переходить или на б/у, или регистрировать, например, в Польше, оформлять совместное пользование с нерезидентом и в Украине ездить по доверенности. А контролировать это уже невозможно",— добавляет эксперт.

Не будут платить 40-процентный налог также собственники подержанных яхт, гидроциклов, самолетов и вертолетов.

Более щадящая ставка в 10% (плюс НДС при импорте) будет применяться при покупке дорогих вещей: изделий из драгоценных металлов и камней, часов, мобильных телефонов, предметов искусства и коллекционирования стоимостью более 50 МЗ (54,7 тыс грн), мехов — 40 МЗ (43,8 тыс. грн), оружия — 20 МЗ (21,9 тыс. грн).

Все эти инициативы могут привести к дополнительным поступлениям в бюджет в размере всего 500 млн грн в год. В парламентском комитете по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики отказались комментировать законопроект до регистрации в Раде. Эксперты считают, что депутаты примут закон, но вновь его перепишут.

"Главная причина неэффективности налога на роскошь — это доминирование в Раде богатых людей. Вот посмотрите, недвижимость привяжут к балансовой стоимости, расширят льготы, и налоговое давление будет минимальным",— прогнозирует Алексей Молдован.