Вице-премьер Сергей Тигипко анонсировал появление в Украине так называемого налога на богатство, который в части автомобилей должен взиматься с владельцев роскошных автомобилей. Но эксперты AUTO-Consulting утверждают, что этот налог не будут платить хозяева BMW X5 и X6, Audi Q7, Infiniti EX, FX, Mercedes-Benz ML, GL и даже лимузинов S-класса. Приятным бонусом станет и освобождение от подобных налогов и для владельцев Porsche Cayenne, Panamera, а также Range Rover Sport, притом на вполне законных основаниях.

Наверное после такого перечня «льготных» и «непримиальных» авто в Кабмине следует еще раз взглянуть на критерии, по которому решили мерять что является роскошью, а что нет. 

Напомним, что в законопроекте "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо запровадження податку на багатство" Министерство социальной политики установило следующие критерии, для определения объектов налогообложения:
 
- легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя более 3400 куб. сантиметров (для машин моложе 7 лет);
 
- мотоциклы с объемом более 800 куб. см (для мотоциклов моложе 7 лет);
 
Согласно этим критериям, владельцы такой техники будут платить 20% минимальной зарплаты (сейчас это 1134 грн) за каждые 100 куб.см объема. Но платить будут абсолютно все, даже владельцы старых автомобилей. Им предложат скидки: за авто возрастом 5-10 лет - нужно платить 80% налога, за авто возрастом 10-15 лет - 50% налога, а за авто старше 15 лет - 20% налога. Такая же пропорция действует и для мотоциклов.
 
Журналисты проанализировали существующие на рынке модели премиальных автомобилей, стоимостью далеко за 50000 евро, которые абсолютно легко уходят от данного налогообложения из-за того, что у них двигатель меньше 3,4 л, но при этом они остаются быстрыми, комфортными и порой даже опережают многолитровых конкурентов. Итак, владельцы вот каких авто не будут платить налог на богатство, и, соответственно, будут считаться небогатыми.
 
Модель Объем двигателя, л
Audi Q7 3,0
Audi A7 2,8 и 3,0
Audi A8 3,0
BMW  7-серии 3,0
BMW X5 3,0
BMW X6 3,0
Cadillac SRX 3,0
Infiniti FX 3,0
Mercedes-Benz ML 2,1 и 3,0
Mercedes-Benz GL 3,0
Mercedes-Benz S-класс 3,0
Porsche Cayenne 3,0
Porsche Panamera 3,0
Range Rover Sport 3,0
 
Мы намерено не указываем тип топлива для данных автомобилей, ведь в проекте закона это не имеет значения, тогда как большинство премиальных производителей уже давно делают ставку не на объем цилиндров, а на эффективность двигателя, применяя турбонаддув, битурбо и даже три турбины. Этот список можно продолжать и дальше, дополняя в него модификации достаточно дорогих автомобилей. Наращивание объемов двигателя – это уже анахронизм в автомобилестроении, где взята стратегия на понижение объемов двигателя, снижении выбросов вредных веществ и экономия топлива. С появлением гибридных технологий, где в паре с бензо- или дизельным двигателем работает еще и электромотор, объемы двигателей будут только снижаться.
 
Критерий объема двигателя, который взяли за мерило роскоши в Министерстве социальной политики явно ошибочный. Например, в России даже побоялись так позориться и взяли за критерий определения роскоши мощность в лошадиных силах, что более объективно, чем просто объем цилиндров. Но бизнес всегда найдет выход, вот и получается, что один и тот же автомобиль в Украине имеет мощность 252 л.с., а в соседней России с точно таким же двигателем – 249 л.с. И таких примеров множество. 
 
В том варианте, который предложило Министерство социальной политики, налог на богатство ударит скорее по старым автомобилям, где действительно были большие объемы по 4-6 л. Их владельцы будут платить по 6000-7000 грн. ежегодно и скорее всего за эти деньги просто заменят двигатель (даже если и просто в документах) на своих любимых авто.
 
 
Но статистика иллюстрирует ошибочность методики определеная роскоши по объему. По итогам 2011 года, по данным AUTO-Consulting в Украине было продано 220619 штук новых автомобилей, из которых к сегменту Premium относится 11071 единиц, или 5% всего рынка. В случае, если бы налог на богатство действовал в 2011 году, то под его действие попало бы 8598 проданных автомобилей или 77% от премиального сегмента. Остальные 23%, в том числе и указанные выше модели, абсолютно законно избежали бы его уплаты. Рискнем предположить, что после введения подобного критерия для оценки роскоши, клиенты просто переориентируется на другие объемы двигателей и из-под действия налога выпадет уже половина премиального сегмента. О таких тенденциях говорили дилеры премиальных авто еще до введения такого налога. 
 
Список «льготных» моделей и этот факт красноречиво свидетельствует, что в Кабмине неверно выбрали мерило роскоши. Объем двигателя уже давно не определяет ценность автомобиля. Конечно, у Сергея Леонидовича существует соблазн понизить «планку» объема, но тогда есть риск зацепить рабочий электорат на «ГАЗелях» и УАЗах, которые должны будут платить на уровне с владельцем Range Rover или Porsche Cayenne. Как-то нехорошо тогда будет.
 
Объективным критерием роскоши может быть только цена, которую владелец платит за автомобиль, не зависимо от его объема. Но как тут не вспомнить классика, который еще в начале XX века говорил: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Эта фраза актуальна и сегодня.