Крупные автопроизводители испытывают установки, которые превращают излишки тепла, образующиеся при работе двигателя внутреннего сгорания, в электричество.
Chevrolet Suburban с интегрированным в выхлопную систему термоэлектрогенератором. (Фото General Motors.) |
Полупроводниковые материалы, обладающие термоэлектрическими свойствами, исчисляются тысячами, однако далеко не все из них могут использоваться на практике. Достичь хотя бы 5-процентной экономии топлива, будучи при этом недорогим, высокотехнологичным и малотоксичным, не способен пока ни один из них.
Американская компания BSST привлекла к своим изысканиям автоконцерны BMW и Ford. «Посовещавшись», компании заменили традиционно используемый в термоэлектрогенераторах теллурид висмута (содержит дорогостоящий теллур; может нагреваться до 250 ˚С) материалами на основе гафния и циркония. В результате эффективность термоэлектрического преобразования выросла на 40% — но это только предстоит доказать натурными испытаниями, намеченными на конец лета.
Исследовательское подразделение General Motors предлагает использовать скуттерудиты — арсениды кобальта и никеля. Они дешевле теллуридов и более устойчивы к высоким температурам. Прототип системы, протестированный на Chevrolet Suburban, показал, что способен генерировать 350 Вт энергии, экономя 3% топлива.
Впрочем, производство термоэлектрогенераторов на основе скуттерудитов весьма трудоёмко и затратно по времени. К тому же установки получаются пока довольно громоздкими. Инженер GM Грегори Майснер полагает, что коммерческое производство термоэлектрических генераторов может начаться лишь года через четыре...