Большинство исследований на эту тему сводится к следующему: общение по мобильному при движении отвлекает водителя, и это ухудшает безопасность. Считается также, что использование сотового аппарата во время езды опаснее, чем употребление изрядной дозы алкоголя.
Но действительно ли это так? Исследователи из Университета Карнеги — Меллона (США) и Лондонской школы экономики и политических наук (Великобритания) пришли к выводу, что разговоры во время вождения, возможно, не повышают риск ДТП.
Авторы работы тщательно изучили статистику по дорожно-транспортным происшествиям и разговорам в сотовой сети одного из крупнейших американских операторов связи в период с 2002 по 2005 год. Этот интервал выбран не просто так: в те времена многие телекоммуникационные компании предлагали тарифные планы с возможностью бесплатного общения в выходные после девяти вечера.
Среди всей массы разговаривающих абонентов водители, находящиеся в движении, идентифицировались по тому признаку, что их телефонный звонок проходит через множество сотовых ретрансляторов. Оказалось, что после 21:00 интенсивность мобильных вызовов среди участников дорожного движения возрастала на 7%.
Далее эти данные были сопоставлены с информацией об аварийности до 21:00 и после. Исследователи проанализировали сведения о 8 млн ДТП на территории девяти штатов и обо всех авариях со смертельным исходом во всех США.
Выяснилось, что увеличение интенсивности звонков среди водителей никак не сказалось на ситуации с аварийностью. Связи между числом ДТП и запретами на разговоры за рулём в различных штатах также не обнаружилось.
Это не укладывается в голове? Однако статистические данные собраны и проанализированы с высокой точностью. Объяснением может быть то, что водитель, отвлекаясь на телефонный звонок, становится более аккуратным, снижает скорость и не делает резких манёвров. Кроме того, полагают исследователи, автомобилисты, вероятно, выбирают для телефонного общения наиболее подходящее с точки безопасности время.
Правда, следует подчеркнуть и то, что исследование затрагивает только голосовые вызовы, но не СМС и прочую телефонную активность, которая может провоцировать ДТП.