В Университете штата Огайо (США) разработан необычный электромобиль, управлять которым без бортового компьютера и различных ассистирующих систем попросту невозможно.
Представленная на изображениях машина — проект адъюнкт-профессора отделения машиностроения Цзюньминь Вана (Junmin Wang). У авто нет традиционных двигателя внутреннего сгорания, трансмиссии и дифференциалов. Каждое из четырёх колёс приводится в движение собственным электромотором, получающим питание от блока аккумуляторных батарей. Это даёт возможность совершать самые разнообразные манёвры, быстро менять направление движения и делать резкие повороты.
Но возникает проблема. Поскольку колёса никак не скоординированы, ездить на машине сложно и опасно. У сидящего за рулём даже может сложиться впечатление, что он ведёт совершенно неуправляемое транспортное средство.
И тогда на помощь «недоумевающему» водителю приходит бортовой компьютер, использующий специальные алгоритмы работы. С частотой 100 раз в секунду система получает и анализирует показатели о положении рулевого колеса, педалей акселератора и тормоза. На основании этих данных вычисляются параметры функционирования каждого из четырёх электродвигателей.
Использованная математическая модель не только позволяет с высокой точностью рассчитывать нужный крутящий момент, но и обеспечивает возможности, недоступные обычным автомобилям. К примеру, достигается очень хорошая манёвренность и отзывчивость на вращение руля. Во время езды одно или несколько колёс могут притормаживаться, а оставшиеся — приводиться в движение.
Разработка автомобиля началась в 2009 году при поддержке Управления научно-исследовательских работ ВМС США (ONR). В феврале 2012-го команда г-на Вана получила грант в размере $400 тыс., которые будут выделяться в течение пяти лет.
В текущем виде электромобиль базируется на шасси коммерчески доступного внедорожника. Весит машина приблизительно 800 кг. В каждое колесо установлен электрический двигатель мощностью 7,5 кВт. Питание обеспечивает 15-киловаттный блок литий-ионных аккумуляторов. С центральным компьютером моторы связывает один электрический кабель.
Авто обладает нулевым выбросом вредных газов в атмосферу. Подзаряжать батареи можно с помощью возобновляемых источников энергии.
Испытания в различных условиях показали, что точность маневрирования в ответ на действия водителя равна 10–20 см. Заряда аккумуляторов хватает на 8–10 часов езды с остановками.
Исследователи, впрочем, признают, что коммерческий вариант автомобиля вряд ли появится раньше чем через 5–10 лет. Дело в том, что необходимо улучшить точность реакции бортовых систем, а также реализовать необходимые средства обеспечения безопасности водителя и пассажиров.