Вибрации рулевого колеса, несущие навигационную информацию, — что может быть непривычнее? Однако инженеры из AT&T заявляют, что их разработка серьёзно уменьшит аварийность на дорогах, помогая шофёру не отвлекаться на второстепенные визуальные и звуковые сигналы, не относящиеся к вождению.
Не секрет, что рассеянность за рулём серьёзно затрудняет вождение и часто ведёт к авариям. По статистике, она убивает не меньше 3 000 человек в год только в США. Но, словно этого недостаточно, в последнее время массово внедряются устройства, дополнительно рассеивающие внимание водителя. Теперь к двухдиновым магнитолам с таким количеством настроек, что без пульта ДУ не разобраться, прибавились ещё и продвинутые GPS-навигаторы с большими экранами, регулярно сообщающие водителю, куда и как ему поворачивать.
Системы с обратной тактильной связью для автомобилестроения — пока будущее, но, по уверениям разработчиков из AT&T, будущее многообещающее. (Фото Ubermore.)
Исследования, проведённые AT&T, показали, что в условиях США практически все водители серьёзно отвлекаются на навигатор. Причём это происходит и при включённом, и при выключенном голосовом уведомлении о предстоящих поворотах и прочих маневрах: человек просто чаще переводит взгляд на экран. Что же делать? Разработчики Toyota Prius и ряда других современных авто размещают навигаторы (да и приборы управления, также съедающие внимание водителя) по центру приборной панели: по их мнению, при этом водитель может следить за ними только периферическим зрением, не сводя глаз с дороги. А вот в AT&T считают, что это лишь частично снимает проблему...
...И предлагают задействовать для передачи навигационных уведомлений сенсорный канал, минимально нагруженный во время пребывания за рулём, — осязание. Хептика, перспективная технология виртуальной реальности с ориентацией на чувство осязания, кажется им наиболее подходящим методом. Созданный в AT&T руль, находящийся сейчас на стадии прототипа, вибрирует пока лишь в двух направлениях — по часовой стрелке и против. Водителю предлагается при этом поворачивать направо и налево. Звучит дико?
Эксперименты, однако, говорят об эффективности этого неожиданного подхода к «подсказкам» навигатора. Так, обычные молодые люди (около 25 лет) за рулём стали смотреть на дорогу на 3,1% больше. Для водителей постарше такой разницы не наблюдалось. А вот для тех автолюбителей, чей возраст перевалил за 65 (в США таких полно), показатель «внимательности» вырос на 4,1%. Прежде они ориентировались на звуковые подсказки, а возрастные проблемы со слухом вели к большему времени распознавания звукового сигнала.
AT&T Labs не собирается останавливаться на достигнутом. По мнению её инженеров, с помощью вибрирующей баранки можно уведомлять о машинах или препятствиях, находящихся в слепых зонах автомобиля, но «наблюдаемых» парктроником или камерами заднего вида. Исследования показали, что проекция их изображения на передний дисплей, установленный сегодня во многих машинах, также снижает безопасность вождения и может быть с успехом заменена на вибропредупреждения об опасности.
Источник: technologyreview.com