В Украине начато спецрасследование Межведомственной комиссией по международной торговле в отношении иномарок с объемом двигателя 1-2,2 л, которые Ассоциация "Укравтопром" подозревает в нанесении ущерба украинским автопроизводителям.
Полномочия данной комиссии по законодательству довольно обширны: она может ввести спецпошлину, квотировать поставки, либо принять другие защитные меры.
Когда МКМТ может ввести пошлину? С таким вопросом мы обратились с Генеральному директору ВААИД Олегу Назаренко.
"Украинское законодательство по защите рынков предусматривает, в качестве предупредительных мер через 45 дней после возбуждения спецрасследования уже могут вводиться специальные санкции. В данном случае «Укравтопром» требует в качестве специальной санкции повысить таможенные пошлины на иномарки до 34% (с действующей сейчас 10%) сроком до 4 лет.
Если комиссия сочтет обоснованным заявление "Укравтопрома", то не дожидаясь завершения расследования, которое может длится 200 дней, в качестве предварительной меры, комиссия уже 15 августа может ввести спецпошлину на иномарки с объемом двигателя от 1 до 1,5 л и от 1,5 до 2,2 л. Причем, сделать этот шаг она может без Верховной Рады, без одобрения депутатов, простым большинством голосов." - отмечает Олег Назаренко.
Последствия такого шага сейчас даже трудно оценить, но ничего хорошего ни украинскому авторынку, ни авторитету Украины это не принесет, - продолжает Гендиректор ВААИД.
Наша Ассоциация обязательно зарегистрируется как заинтересованная сторона в данном расследовании, то же самое сделают и дистрибьюторы ведущих европейских, японских и других производителей. Мы информируем посольства всех стран, представительство Евросоюза, ВТО и другие международные организации и будем доказывать и противостоять попыткам переделам рынка.
Мы уже неоднократно подчеркивали, что введение спецпошлины 34% приведет к росту розничных цен на иномарки на 40%. От этого пострадает украинский потребитель, в то время, как бюджет понесет одни убытки. Импортеры просто перестанут завозить в Украину автомобили, как это уже было в 2009 году, когда иномарки облагали 13%-ой пошлиной. Но автопроизводителям это ни тогда не помогло, ни сейчас не поможет. Причины их неудач кроются в другом" - резюмирует Олег Назаренко.
Напомним, Межведомственная комиссия по международной торговле на своем заседании 30 июня 2011 года приняла к рассмотрению заявление Ассоциации украинских автомобилепроизводителей "Укравтопром" о возбуждении и проведении специального расследования относительно импорта в Украину легковых автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта. В информационном сообщении Минэкономики отмечается, что комиссия установила, что в период 2008 -2010 годов на фоне сокращения спроса на внутреннем рынке легковых автомобилей, классифицируемых по кодам УКТВЭД 8703 22 10 00 и 8703 23 19 10, наблюдается значительный рост объемов импорта этих товаров относительно объемов производства и потребления подобного товара в Украину.
За вышеуказанный период доля импортированных легковых автомобилей в потреблении выросла на 16 процентных пункта, а по производству - на 33 процента. Аналогичные тенденции наблюдаются и в текущем году.
Одновременно в период 2008 - 2010 годов произошло значительное ухудшение показателей хозяйственной деятельности предприятий отечественной автомобильной отрасли, прежде всего, сократились объемы производства и продажи легковых автомобилей, доходы, занятость, снизилась производительность труда и другие показатели.
Комиссия установила, что существует угроза причинения значительного ущерба таким импортом национальному производителю и решила возбудить специальное расследование относительно импорта в Украину легковых автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта.
В течение расследования будут исследованы, или причиняет серьезный вред или угрожает причинением значительного вреда национальному товаропроизводителю импорт легковых автомобилей в Украину, с целью принятия решения относительно целесообразности применения специальных мер, в том числе с учетом международных экономических интересов Украины.