Прошел уже месяц с начала действия европротокола на украинских дорогах при оформлении ДТП. Его введение стало заметным шагом навстречу интересам отечественных автомобилистов. Тем более что с приближением Евро-2012 украинские стандарты логично было бы привести в соответствие к европейским. Предлагаем всем автолюбителям восполнить некоторые пробелы в знаниях, связанных с его использованием с помощью компетентных в данном вопросе экспертов.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ «УВЕДОМЛЕНИЯ О ДТП» (официальное название «европротокола»)
Андрей КОСЕНКОВ, директор отделов: возмещений и автотранспортного страхования BritMark:
Позитив:
- введение европротокола минимизирует время оформления ДТП (ранее сотрудников ГАИ приходилось ждать по 3-6 часов), в тоже время у ГАИ освободиться время для более тщательной обработки серьезных аварий.
- виновники ДТП не привлекаются к административной ответственности по статье 124 КУоАП (штраф, изъятие прав на вождение ТС), что для водителей будет стимулом договариваться без представителей правоохранительных органов;
- упрощение получения возмещений от СК;
Негатив:
- риск неадекватной оценки убытка. Достаточно распространена ситуация, когда визуально поврежден лишь бампер, а на самом деле после осмотра на СТО повреждений оказывается намного больше (например, усилитель бампера, панель, крепления фар), таким образом размер убытка может увеличиться до 20-25 тыс. В этом случае СК заплатит максимум 10 тыс., после чего виновнику придется оплатить разницу между выплатой СК и фактическим ущербом;
- открываются большие возможности для страхового мошенничества. В качестве превентивной меры советую обязательно уведомлять СК с места ДТП, для вызова аварийного комиссара.
- ограничение размера ответственности (10 тыс. грн) и видов ответственности, возмещаемых СК (частичные повреждения и тотальная гибель ТС).
ЧТО НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ
Кроме общеизвестных условия использования европротокола, существуют и некоторые важные нюансы, на которых следует остановиться.
Владислав ПОДОЛЯК, АО "ЮФ "Василь Кисиль и партнеры":
- обязательное условие: отсутствие травмированных/погибших участников ДТП, поэтому если при заполнении графы «шкода заподіяна життю та здоров'ю», участник ДТП по невнимательности выберет ответ «так», то европротокол действовать не будет;
- обязательно единое мнение участников ДТП о его обстоятельствах;
- возможно возникновение коллизий при наличии полиса КАСКО (для оплаты ремонтных работ надо оформление ДТП работниками ДАИ);
- к бланку европротокола допускаются дополнительные разъяснения на отдельных листах;
- представители МТСБУ к европротоколу рекомендуют приобщать фото автомобилей потерпевших ДТП;
- маленькие размеры анкеты могут усложнить правильное оформление схемы ДТП водителями, у которых отсутствует такой опыт;
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Показательным для Украины может быть опыт наших северных соседей, которые ввели европротокол еще в 2009 году и опыт европейских стран.
Александр КВЯТКОВСКИЙ, директор департамента урегулирования убытков СК "Универсальная":
- в России по европротоколу оформляется около 14% страховых случаев связанных с ДТП.
- более частому применению европротокола в России очень сильно мешает недоверие к СК;
- также на его широкое применение негативно влияет плохая информированность водителей;
- открываются новые возможности для мошенничества;
- в Европе вместо оформления европротокола, водители предпочитают договориться между собой сами. Без привлечения СК, так как при расчете страховых премий СК используют систему бонус-малус , что впоследствии, повышает цена полиса для водителя.
В Украине эта система действует только в пределах одной страховой, а на западе база данных по страховым случаям у всех СК одна. Поэтому европейские автомобилисты, в отличие от наших, заявляют небольшие повреждения в СК намного реже.
МТСБУ О ЕВРОПРОТОКОЛЕ
Елена МАШАРА, член президиума Моторного (транспортного) страхового бюро, СК "АСКА":
- правильно заполнить уведомление о ДТП поможет инструкция, которая прилагается к каждому бланку европротокола;
- 2/3 страховых случаев с ДТП в Украине имеют размер возмещения менее 10 тыс. грн.
- с 19 сентября по европротоколу работает любой полис, то есть главное не бланк страхового договора, а каким числом он датирован;
- максимальную сумму возмещения предполагаемого европротоколом планируется увеличить до 25 тыс. грн.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НЕДОРАБОТКИ
Принятие долгожданного для автомобилистов нововведения, по мнению экспертов не обошлось и без некоторых ляпов:
- сумма ограничения размера ответственности в 10 тыс. грн. пока не утверждена, так что если участник ДТП обратится в суд, то с помощью грамотного адвоката сможет получить и большую сумму возмещения.
- случаи участия в ДТП больше 2 сторон относительно действия европротокола законодательством не урегулированы.
Напомним также, что в Украине вступили в силу изменения к ПДД.