Прошел уже месяц с начала действия европротокола на украинских дорогах при оформлении ДТП. Его введение стало заметным шагом навстречу интересам отечественных автомобилистов. Тем более что с приближением Евро-2012 украинские стандарты логично было бы привести в соответствие к европейским. Предлагаем всем автолюбителям восполнить некоторые пробелы в знаниях, связанных с его использованием с помощью компетентных в данном вопросе экспертов.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ «УВЕДОМЛЕНИЯ О ДТП» (официальное название «европротокола»)

Андрей КОСЕНКОВ, директор отделов: возмещений и автотранспортного страхования BritMark:

Позитив:

- введение европротокола минимизирует время оформления ДТП (ранее сотрудников ГАИ приходилось ждать по 3-6 часов), в тоже время у ГАИ освободиться время для более тщательной обработки серьезных аварий.

- виновники ДТП не привлекаются к административной ответственности по статье 124 КУоАП (штраф, изъятие прав на вождение ТС), что для водителей будет стимулом договариваться без представителей правоохранительных органов;

- упрощение получения возмещений от СК;

Негатив:

- риск неадекватной оценки убытка. Достаточно распространена ситуация, когда визуально поврежден лишь бампер, а на самом деле после осмотра на СТО повреждений оказывается намного больше (например, усилитель бампера, панель, крепления фар), таким образом размер убытка может увеличиться до 20-25 тыс. В этом случае СК заплатит максимум 10 тыс., после чего виновнику придется оплатить разницу между выплатой СК и фактическим ущербом;

- открываются большие возможности для страхового мошенничества. В качестве превентивной меры советую обязательно уведомлять СК с места ДТП, для вызова аварийного комиссара.

- ограничение размера ответственности (10 тыс. грн) и видов ответственности, возмещаемых СК (частичные повреждения и тотальная гибель ТС).

ЧТО НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ

Кроме общеизвестных условия использования европротокола, существуют и некоторые важные нюансы, на которых следует остановиться.

Владислав ПОДОЛЯК, АО "ЮФ "Василь Кисиль и партнеры":

- обязательное условие: отсутствие травмированных/погибших участников ДТП, поэтому если при заполнении графы «шкода заподіяна життю та здоров'ю», участник ДТП по невнимательности выберет ответ «так», то европротокол действовать не будет;

- обязательно единое мнение участников ДТП о его обстоятельствах;

- возможно возникновение коллизий при наличии полиса КАСКО (для оплаты ремонтных работ надо оформление ДТП работниками ДАИ);

- к бланку европротокола допускаются дополнительные разъяснения на отдельных листах;

- представители МТСБУ к европротоколу рекомендуют приобщать фото автомобилей потерпевших ДТП;

- маленькие размеры анкеты могут усложнить правильное оформление схемы ДТП водителями, у которых отсутствует такой опыт;

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Показательным для Украины может быть опыт наших северных соседей, которые ввели европротокол еще в 2009 году и опыт европейских стран.

Александр КВЯТКОВСКИЙ, директор департамента урегулирования убытков СК "Универсальная":

- в России по европротоколу оформляется около 14% страховых случаев связанных с ДТП.

- более частому применению европротокола в России очень сильно мешает недоверие к СК;

- также на его широкое применение негативно влияет плохая информированность водителей;

- открываются новые возможности для мошенничества;

- в Европе вместо оформления европротокола, водители предпочитают договориться между собой сами. Без привлечения СК, так как при расчете страховых премий СК используют систему бонус-малус , что впоследствии, повышает цена полиса для водителя.

В Украине эта система действует только в пределах одной страховой, а на западе база данных по страховым случаям у всех СК одна. Поэтому европейские автомобилисты, в отличие от наших, заявляют небольшие повреждения в СК намного реже.

МТСБУ О ЕВРОПРОТОКОЛЕ

Елена МАШАРА, член президиума Моторного (транспортного) страхового бюро, СК "АСКА":

- правильно заполнить уведомление о ДТП поможет инструкция, которая прилагается к каждому бланку европротокола;

- 2/3 страховых случаев с ДТП в Украине имеют размер возмещения менее 10 тыс. грн.

- с 19 сентября по европротоколу работает любой полис, то есть главное не бланк страхового договора, а каким числом он датирован;

- максимальную сумму возмещения предполагаемого европротоколом планируется увеличить до 25 тыс. грн.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НЕДОРАБОТКИ

Принятие долгожданного для автомобилистов нововведения, по мнению экспертов не обошлось и без некоторых ляпов:

- сумма ограничения размера ответственности в 10 тыс. грн. пока не утверждена, так что если участник ДТП обратится в суд, то с помощью грамотного адвоката сможет получить и большую сумму возмещения.

- случаи участия в ДТП больше 2 сторон относительно действия европротокола законодательством не урегулированы.

Напомним также, что в Украине вступили в силу изменения к ПДД.