Верховная Рада приняла в первом чтении (и в ближайшее время может принять окончательно) проект Закона №4652-д с длинным названием ''О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплат страхового возмещения''. Этим документом в украинскую практику вводится понятие европротокола.
Он позволит водителям, застраховавшим гражданскую ответственность, оформлять ДТП не только с участием ГАИ, но и без нее. Если участники аварии смогут договориться, им не грозят штрафы и лишение водительских прав…
Коротко по сути
По своей форме и сути так называемый европротокол — это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их.
Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему "каким образом вы попали в аварию" придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.
Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, — сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол — на английском, в Испании — на испанском, в Украине будет на украинском языке.
Кстати, как в России (где европротокол появился раньше), так и в Украине используется французская модель. Во Франции водители — участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).
Реформа ментальности
Введение европротокола совершит в умах украинских автолюбителей небольшую революцию. Фактически это перевод отношений из формата "государство—человек" в частные отношения между автомобилистами. Что само по себе уже довольно серьезная "реформа ментальности".
Привычки оформлять аварии без привлечения ГАИ у наших людей нет. Хотя возможность такая есть уже давно. "Даже действующие правила дорожного движения позволяют участникам несложного ДТП доехать до ближайшего поста ГАИ, составить схему, провести оформление документов, — говорит начальник юридического департамента Моторного транспортного страхового бюро Украины Роман Роменский.
— Пару лет назад в Киеве пытались провести эксперимент с оформлением ДТП без выезда ГАИ. Но эксперимент провалился. В чем причина? Думаю, в том, что сотрудник ГАИ должен не только оформить информацию о ДТП, но и составить протокол об админнарушении. А брать на себя ответственность, если он не видел ни места происшествия, ни того, как транспортные средства располагались после ДТП, мало кто хочет. Тем более что материалы дела идут в суд, который выносит решение по админнарушениям. А там предусмотрены очень серьезные санкции — вплоть до лишения прав, высокий штраф…".
Юристы говорят, что даже в России аналог нашей 124-й статьи Кодекса Украины об административных правонарушениях (ответственность за имущественный вред, причиненный в результате нарушения правил дорожного движения) звучит по-другому. Там прописана ответственность только за легкие телесные повреждения, а не за имущественные. Теперь же, поясняет Роман Роменский, по ст. 124 КУоАП не будут отвечать лица, если они не находились в состоянии алкогольного опьянения и использовали право на европротокол.
Примечательно, что продвижение европротокола в Украину лоббировалось МВД. На первый взгляд, это странно, потому что данная новация сократит сборы по штрафам как минимум вдвое. Но, как выяснилось, милиция готова пожертвовать штрафами, поскольку устала "отрабатывать" царапины на бамперах стукнувшихся авто. К тому же машины с незначительными повреждениями, которые полдня ждут ГАИ, создают на улицах крупных городов колоссальные пробки. Как пояснил источник в автоинспекции, ресурсов на быстрое реагирование по мелким авариям у ГАИ просто нет. "Введение европротокола облегчит жизнь сотрудникам милиции: они смогут заниматься тем, чем прежде всего должны заниматься — уменьшением количества травмированных и погибших", — сказал он.
Ложка дегтя
Впрочем, пока неизвестно, как приживется европротокол в Украине по сравнению с Россией, где он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был ноутбук и пострадал, или порвалась одежда, или, как в известном фильме, пропали "два портсигара отечественных, две куртки замшевые…", без милиции по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.
Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.
Комплексное автомобильное страхование "на все случаи жизни", известное как КАСКО, под европротокол не адаптировано. То есть оформить сообщение о ДТП придется, но страховая компания, которая выплачивает возмещение по КАСКО, наверняка потребует еще и документы от ГАИ.
Кстати, наличие двух полисов — КАСКО и ОСАГО позволяет автовладельцу получить дополнительное возмещение. "Если вы не виноваты в ДТП и застрахованы по КАСКО, то получаете выплаты от своего страховщика. А тот в свою очередь требует часть выплат с компании, где застрахован по ОСАГО виновник аварии. Но если у вас по КАСКО большая франшиза и вы что-то недополучили, можно обратиться к страховой компании виновника и получить разницу в рамках ОСАГО", — консультирует Роман Роменский.
Наконец, самое главное препятствие для широкого применения европротоколов — это скептицизм страховых компаний. "Отношение к европротоколу у меня двоякое, — говорит заместитель председателя правления СК "Добробут" Александр Завертень. — С одной стороны, наше государство принимает на вооружение практику урегулирования страховых случаев Европейского сообщества, и это, конечно, положительный момент.
Положительным является и то, что уменьшится количество заторов, так как участники ДТП не будут тратить время на ожидание приезда сотрудников ГАИ. Но есть и целый ряд отрицательных моментов. Например, у наших людей другая, по сравнению с гражданами Европы, ментальность и потому возрастет количество случаев мошенничества. Нивелируется возможность страховых компаний реализовать свое право регресса, предусмотренное ст. 38 Закона Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств".
Всех клиентов надо обеспечить бланками европротокола, а это существенные затраты. Давайте приблизительно подсчитаем. Компания в среднем продает 5 тыс. полисов. Если каждому клиенту выдавать только по одному европротоколу, получается такая средняя калькуляция: 0,7 грн. х 5000 х 12 = 42 000 грн. в год…".
"Для страховых компаний это действительно проблемный вопрос, — соглашается Роман Роменский. — Главная проблема заключается в том, что могут быть довольно массовые факты фальсификаций транспортных происшествий и их будет сложно доказывать. Скажем, ударился сам в дерево. С кумом договорился. Уже имеем якобы ДТП и европротокол. За границей проблема фальсификации есть. К тому же страховые компании могут быть завалены заявлениями на мелкие возмещения, которые раньше разрешались на уровне частных договоренностей и передачи 100 у. е. друг другу. Но я думаю, что эти проблемы будут решены".
По словам г-на Роменского, довольно скоро в Украине будет окончательно сформирована база данных по полисам ОСАГО. И страховщики смогут видеть "кредитную историю" своего клиента: сколько раз он попадал в ДТП, по чьей вине. Таким образом, более широкое применение получат коэффициенты — бонус и малус. Ну, с бонусом все понятно — это уменьшение стоимости страховой услуги для безаварийных водителей. А вот малус — слово, которое для большинства граждан звучит непривычно. Это — повышающий коэффициент для тех, кто ранее совершал ДТП.
"На сегодняшний день страховые компании этим не пользуются. Пока база данных по ОСАГО до конца не сформирована, клиенты могут перейти в другую компанию, где не знают, как они ездят. Но когда будет база, переплачивать за полис им придется везде. Причем при двух ДТП за год это может быть двукратное повышение платежа", — рассказывает Роман Роменский.
Что касается мошенничества, то если такой факт будет установлен в судебном порядке по норме, заложенной в законопроекте, злоумышленник возвращает страховой компании выплаченное возмещение в двойном размере. Еще одним препятствием для мошенников может стать ограничение по страховым выплатам (в случае применения европротокола). В нынешней редакции проекта таких ограничений нет, но, говорят в МТСБУ, целесообразно максимальные размеры страховых выплат по ДТП, которые оформлялись без участия сотрудников ГАИ, установить на уровне 50 тыс. грн. на одно событие и не более 10 тыс. грн. на одного пострадавшего. В дальнейшем эти максимальные размеры, по мнению страховщиков, должны пересматриваться Госфинуслуг на основании предложений МТСБУ.