В конце прошлого месяца утратило силу распоряжение МВД № 466 от 21 мая 2009 года. Теперь гаишники вновь могут вести «скрытое» патрулирование и останавливать любого. Какие же нормы гаишники уже не будут выполнять?
Распоряжение МВД № 466 утратило силу в связи с приведением нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений Госавтоинспекции, в соответствие с требованиями законодательства. Итак, какие же нормы гаишники уже не будут выполнять?
Уже не актуально
Во-первых, отменены требования, ставшие на сегодня неактуальными, или уже выполненные. Например, о необходимости установки соответствующих дорожных знаков в местах, где проводится контроль скорости движения радарами. Действительно, на дорогах появилось много знаков, информирующих о милицейских засадах. Хотя, следует признать, есть они не на всех точках, где гаишники контролируют скорость.
Также была проведена ревизия знаков, ограничивающих максимальную скорость движения, и демонтированы указатели, необоснованно ограничивавшие скорость. Например, убрали знаки, требовавшие ехать по столичным мостам со скоростью не более 40 км/ч.
На дорогах государственного значения — там, где позволяют требования безопасности, — заменены знаки «Начало/конец населенного пункта» с белым фоном (на большинстве участков разрешено ехать со скоростью не более 60 км/ч) на знаки с синим фоном (можно ехать быстрее 60 км/ч, но не более 110 км/ч).
Опять будут прятаться
Вместе с тем необходимо отметить, что с ликвидацией распоряжения № 466 было упразднено достаточно много позитивных норм и положений. Вот самые главные из них:
- запрет на ведение контроля за дорожным движением из мест, закрытых для участников движения (объектов дорожного сервиса, зеленых насаждений и пр.). То есть отныне гаишники опять могут прятаться от водителей в кустах, за будками остановок общественного транспорта и пр.;
- запрет на документирование нарушений ПДД, если они совершены из-за ненадлежащего содержания дорожного покрытия (выезд на встречную полосу для объезда препятствий, ям и пр.). То есть, если водитель, объезжая яму, пересек сплошную линию разметки или повернул не с крайнего правого ряда, его оштрафуют и объяснения типа «нарушение было совершено по вине разбитой дороги» не будут приниматься в расчет;
- запрет на безосновательные остановки транспортного средства. Если раньше водители могли пожаловаться вышестоящему руководству ГАИ на чересчур придирчивого инспектора, тормознувшего их просто так, и последнего могли даже пожурить за это, отныне гаишникам дан карт-бланш — останавливай и проверяй любого автомобилиста;
- требование неукоснительно выполнять статьи 33 и 34 Кодекса Украины об административных нарушениях (обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность за нарушение) при вынесении постановлений о наложении штрафа. Для водителей были актуальны смягчающие обстоятельства, позволяющие заплатить минимальный штраф, предусмотренный за то или иное нарушение ПДД. Например, если водитель торопился в больницу и при этом превысил скорость движения.
Они таки действуют!
Впрочем, несмотря на отмену «либеральных» положений, на самом деле некоторые из положений все-таки действуют. В частности, сами статьи 33 и 34 КоАП Украины никто не упразднял, и данный нормативный документ стражи порядка обязаны выполнять. Водители имеют полное право напомнить гаишнику об этих статьях кодекса и попросить выполнить их.
Согласно требованию Закона «О дорожном движении» и ПДД водитель вправе отступать от их выполнения при возникновении обстоятельств непреодолимой силы или если иными действиями нельзя предотвратить увечья граждан и угрозу собственной безопасности. Таким образом, например, водитель может аргументировать гаишнику поворот направо со средней полосы, если в крайнем правом находится яма.
Влетев в нее, он может повредить свой автомобиль, результатом чего станет дорожное происшествие. Если такое объяснение не повлияет на автоинспектора, водитель вправе отстоять свою позицию в суде. В данном случае желательно зафиксировать на фото или видео причину, повлекшую нарушение, — например, ту же яму на дороге.
За что могут остановить
В Законе «О милиции» задекларированы всего три причины, по которым работникам милиции (в том числе гаишникам) разрешено останавливать транспортные средства: в случае нарушения водителем ПДД; при наличии оснований, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства или загрязнении им окружающей среды; при наличии данных о том, что транспортное средство используется с противоправной целью.
Вместе с тем приказом МВД № 111 от 27.03.2009 г. список оснований, позволяющих инспекторам ГАИ останавливать транспортные средства, значительно расширен — там их свыше десятка. Хотя на самом деле большинство гаишников исходят из требований, перечисленных в Законе «О милиции».
Например, отсутствие на автомобиле номерных знаков или талона о прохождении ТО; если характер движения транспортного средства вызывает подозрение в способности водителя управлять им — все это является нарушением правил дорожного движения.
Хотя в приказе МВД есть и явная отсебятина — гаишники могут останавливать машину при проведении спецопераций, отработок, для проверки документов водителя, на автомобиль и грузы. Впрочем, можно взглянуть на это требование и с другой стороны — как стражи порядка, например, выявят угнанный автомобиль, не проверив документы у управляющего им человека?
По поводу «засад» в кустах тоже ситуация двоякая. С одной стороны, неправильно и даже как-то некрасиво со стороны гаишников прятаться в разных удобных, по их мнению, укрытиях. Но если они будут стоять на открытых местах, там водители будут вести себя максимально дисциплинированно, а миновав стражей порядка — могут ехать, как заблагорассудится.
То есть, по большому счету, у нас в стране ПДД действуют только там, где есть гаишники! И почему, например, наш человек, выехав за границу, строго придерживается тамошних правил, не жалуется на то, что по городу можно ездить не быстрее 50 км/ч, поворачивать только с крайнего ряда, и удивляется тому, что только нарушил — а тут откуда ни возьмись полицейский...
Знайте свои права!
В завершение хотим посоветовать водителям быть бдительными на дороге, соблюдать правила, хорошо знать свои права и обязанности и не давать недобросовестным гаишникам поводов обобрать себя. А если вы считаете, что ситуация действительно спорная или, что еще хуже, инспектор совершает неправомерные действия, вы всегда можете обратиться по телефону доверия ГАИ. Этот ход достаточно часто срабатывает в спорах на дорогах.