Электротрициклопод Raptor — это не просто так. Штуковина по имени «Хищник» поможет полиции гоняться за преступниками. И дело здесь не только в том, что нельзя догнать, например, человека на скутере в условиях плотной городской застройки, если ты восседаешь на авто, и очень сложно — если под тобой мотоцикл. «Зелёный» трициклопод обещает быть весьма недорогим в эксплуатации: производитель заявляет, что Raptor способен проехать почти 20 тыс. км за 100 фунтов стерлингов!
Когда вы заправляетесь на тысячу раз-другой в неделю, это печалит. Но когда вы оплачиваете топливные расходы крупного подразделения полиции, «печаль» может принять шизофренические масштабы.
Лондонский мэр Борис Джонсон не смог остаться в стороне, ведь, по его мнению, центр города должен быть свободен от машин, слишком больших и дурнопахнущих. (Здесь и ниже фото Ecospin.) |
Типичный пример нестандартного подхода к вопросу перемещения в городе — электрический трициклопод, откликающийся на имя Raptor, — разработан британской компанией Ecospin, грозящейся начать его продажи в 2012 году и уже завершившей сертификацию детища. Его водитель во время движения стоит, поэтому габариты Raptor ничтожны (см. фото внизу). Три колеса сообщают ему устойчивость даже при нулевой скорости, что выгодно отличает новинку от двухколёсных средств передвижения.
Управление напоминает мотоциклетное, разве что без сцепления (педалей нет, вращаем ручки). Два бесщёточных двухкиловаттных электромотора находятся в задних мотор-колёсах, обеспечивая надёжное сцепление даже на паршивых дорогах. Максимальная скорость трициклопода в стандартной компоновке — 40 км/ч при нагрузке в 127 кг.
Платформа у Raptor модульная: из трёх секций литий-ионного аккумулятора вы вольны установить одну, две или все три, получив соответственно 30, 60 и 90 км пробега. При одной батарее максимальная скорость ограничена 20 км/ч, ибо масса аккумуляторов, находящихся в самом низу транспортного средства, недостаточна, чтобы обеспечить устойчивость в поворотах: вхождение в слишком резкий поворот на слишком большой скорости может привести к отрыву одного из задних колёс от земли с последующим опрокидыванием. С двумя аккумуляторными модулями на скорость никто не покушается, но вот ускорение несколько хуже, чем с тремя.
Raptor столь компактен благодаря стоячему водителю. |
Как и всё оснащённое электромоторами, Raptor обладает отличной тягой: на испытаниях он вскарабкался на 20-градусный подъём с седоком... нет, с водителем и 100 кг дополнительного груза.
С самого начала транспортное средство разрабатывалось как полицейское, причём рассчитанное на круглосуточную эксплуатацию. Поэтому его аккумуляторы выполнены не только модульными, но и обеспечивающими молниеносную замену, после которой «Раптор» может преодолеть ещё 90 км. Вот небольшой ролик, демонстрирующий манёвренность и компактность трициклопода:
Цена новинки объявлена на уровне $9 800, что теоретически должно окупаться довольно быстро, так как даже без использования ночного тарифа для подзарядки заправка обходится в 3–4 цента США на километр пути, слегка завися от количества (то есть и веса) установленных аккумуляторных модулей. Ну а при использовании ночного тарифа производитель обещает затраты в один цент на километр (доллар на сотню). И это один из ключевых факторов, уже заставивших заявить о своей заинтересованности в покупке трициклопода британскую полицию и администрацию нескольких британских аэропортов, а также ряд частных компаний из Дубая и Сингапура.