Чиновники и депутаты не перестают вносить изменения, поправки и прочие улучшения в Правила дорожного движения (ПДД). Это, конечно, призвано повысить безопасность на дорогах, но забота о водителях может иметь и ряд подводных камней. А поскольку незнание правил не освобождает от финансовой ответственности, попробуем проштудировать ПДД 2011 года выпуска.
14 октября вступило в силу постановление Кабинета министров, вносящее изменения в Правила дорожного движения. Двухмесячная задержка с принятием столь важного для водителей нормативно-правового акта объясняется многочисленными согласованиями нововведений с Министерством юстиции и, впервые в практике ПДД, с администрацией президента.
На кону, в частности, была главная "взяткоемкая" процедура — передача инспектору Госавтоинспекции документов для проверки. Ведь многие оказывались в ситуации, когда ретивый сотрудник ГАИ, получив на руки права, удалялся на 20-30 минут в патрульную машину, выжидая, когда остановленный им участник дорожного движения сам придет с предложением "решить вопрос".
Теперь же, согласно постановлению Кабмина N1029 от 26 сентября 2011 года, водителю достаточно предъявить документы (водительское удостоверение, технический паспорт и страховой полис) инспектору. Предъявить, то есть показать, а не передать в руки — именно так, как гаишник предъявляет, а не передает водителю свое удостоверение. Отдельные автолюбители этим правом уже вовсю пользуются: демонстрируют документы, не опуская стекла, или же пристегивают портмоне цепочкой к передней панели автомобиля и все стадии общения снимают видеорегистратором.
В новой редакции ПДД из пакета обязательных для проверки документов "выпали" талоны предупреждений и технического осмотра, путевой лист, документация на перевозимый груз и регистрационный или иной документ, подтверждающий право пользования и распоряжения транспортным средством (ТС). Соответственно, упростилась процедура передачи собственником права управления автомобилем другому лицу. Теперь последнему достаточно иметь при себе, помимо водительских прав соответствующей категории, техпаспорт и страховку.
Техконтроль отменен, но не совсем
Госавтоинспекция в свою очередь получила право осуществлять "проверку технического состояния автомобиля с использованием специальных устройств (приборов)". Формально только тех ТС, которые подлежат техконтролю. Но согласно закону "О дорожном движении", предоставлять свой автомобиль на внеочередной техконтроль водитель не обязан.
Напомним, ранее Верховная рада отменила техосмотр для мотоциклов, мопедов и легковых автомобилей, которые не используются в коммерческих целях, и существенно упростила порядок прохождения обязательного технического контроля для других транспортных средств. Попутно парламентарии передали полномочия по проведению обязательного технического контроля ТС субъектам хозяйствования, отстранив от этого процесса ГАИ.
К слову, проводить какой бы то ни было техконтроль гаишникам запрещает и закон "О милиции". В общем, создана ситуация, когда у ГАИ появилась очередная правовая лазейка для прессинга, так как налицо разночтение в нормах различных документов.
Помимо толкования правил проверки документов, новейшая редакция ПДД меняет и саму процедуру остановки автомобиля по требованию работника ГАИ. Если раньше водитель при приближении к стоящему на проезжей части автомобилю с включенными мигалками синего либо сине-красного цвета и/или специальным звуковым сигналом обязан был остановиться, то теперь ему необходимо снизить скорость до 40 км/ч, а остановка осуществляется только при подаче соответствующего жеста. Плюс теперь водитель, остановившись по требованию работника ГАИ, обязан включать на своем ТС "аварийку".
"Европротокол", он же "еврорапорт"
Еще один шаг к цивилизации — вступление в законную силу "европротокола", то есть процедуры оформления ДТП без уведомления ГАИ, а значит, и без административной ответственности виновника ДТП.
Обязательные условия — отсутствие травмированных или погибших, наличие у обеих сторон полисов страхования гражданско-правовой ответственности и обоюдное согласие на заполнение "европротокола".
Страховщик в свою очередь будет выплачивать возмещение, не превышающее установленный лимит в 10 тыс. грн на одного потерпевшего и 50 тыс. грн на одно ДТП. Хотя участников ДТП может быть больше двух, но образец "европротокола", установленный МТСБУ, рассчитан именно на двоих.
Положительный для водителей эффект от внедрения практики "европротоколов" — экономия времени (средний срок ожидания бригады "оформителей" — 1,5 ч). И, что еще более ценно, у виновника ДТП не отбирают "корочки" ни до решения суда, ни после, поскольку самого суда не будет, как и штрафа в размере 340-425 грн.
Абэвэгэдэйка
Введенная семь лет назад европейская таблица категорий ТС наконец-то получила четкую расшифровку. Это должно способствовать тому, что у стражей дорожного порядка будет меньше возможностей интерпретировать правила по своему усмотрению.
В свое время от введения новой классификации пострадали те, кто имеет дело с составными транспортными средствами: инспекторы часто утверждали, что для использования прицепов водителям легковых автомобилей и грузовиков необходимо открывать отдельные категории. Параллельно повышается возрастной ценз получателей "профессиональных" категорий, которые раньше были доступны по достижении 18-19 лет. Теперь же открыть категории D1, D, D1E, DE, T, соответствующие ТС, используемым для перевозки пассажиров (троллейбусам, трамваям, автобусам, грузовым автомобилям), можно лишь по достижении 21 года.
Старые права по-старому
Помимо Кабмина, свой вклад в формирование новых правил в сфере дорожного движения попыталась внести и Верховная рада, 23 сентября принявшая закон N8507 "О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины".
Основная цель — введение пластиковых паспортов по образцу американских, с электронным чипом и биометрическими данными вроде отпечатков пальцев, для упрощения визового режима. Но со вступлением закона в силу оказались бы вне игры обладатели водительских "корочек" образца 1963 года, выдававшихся в Украине по 1997 год. До 1 января 2014 года обладателям таких удостоверений предписывалось заменить их на новые пластиковые, имеющие полувековой срок действия, а их получение стоило бы порядка 350 грн. Однако гарант конституционных прав украинских граждан ветировал существующую редакцию вышеупомянутого закона, вернув его на доработку в Верховную раду.
Так что в ближайшее время менять "советские" права на пластиковые не нужно. Но можно, ведь в России, например, такие документы уже недействительны. По личному опыту автора, неоднократно за рулем посещавшего российские регионы, сговорчивость "гибэдэдэшников" может обойтись в сумму от $100 и выше. А особо ретивые заберут права, оформят протокол и передадут документы в суд, а автомобиль отправят на штрафстоянку.
Экзамены и услуги
Следует отметить, что 11 октября вступил в силу приказ МВД N670, которым упразднено требование о сдаче экзамена при обмене прав для водителей, которые не садились за руль на протяжении последних 12 месяцев. И это хорошо, ведь ранее всем лицам, попадающим в данную категорию, предписывалось пройти обязательные теоретический и практический экзамены. Как водится, четко прописанного перечня документов, подтверждающих непрерывный стаж, не существовало, что вызывало недовольство автолюбителей и оставляло калитку для заноса взяток открытой.
За Госавтоинспекцией, помимо прочего, закрепился образ бюрократической машины. Ведь чтобы поменять старые водительские права на новые, поставить или снять с учета ТС, пройти технический осмотр, автолюбителей вынуждали собирать множество платных справок, перечень и стоимость которых иногда бывали разными даже в соседних МРЭО.
Но произошли подвижки и на этом направлении. 26 октября постановлением N1098 Кабмин зафиксировал список и стоимость платных услуг, предоставляемых подразделениями МВД и Государственной миграционной службы. Из прежних 107 пунктов, зафиксированных в постановлении N795 от 4 июня 2007 года, в новом нормативно-правовом акте осталось только 45. Причем в зоне действия ГАИ — всего 17 платных услуг. Лед тронулся.
Классификация водительских удостоверений в зависимости от категории
А1 Мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства (ТС) с двигателями рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигателями мощностью до 4 кВт
А Мотоциклы и другие двухколесные ТС с двигателями рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигателями мощностью 4 кВт и больше
В1 квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг
В автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов), а количество мест для сидения, кроме сидения водителя — 8
С1 предназначенные для перевозки грузов автомобили,
разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 кг (от 7700 до 16500 фунтов)
С предназначенные для перевозки грузов автомобили,
разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (16500 фунтов)
D1 предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, количество мест для сидения в которых, кроме сидения водителя, не превышает 16
D предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, количество мест для сидения в которых, кроме сиденья водителя, превышает 16
ВЕ, С1Е, СЕ, D1E, DE составы ТС с тягачом категории В, С1, С, D1 или D соответственно, которым водитель имеет право управлять, но который (тягач.— Авто) не относится к указанным категориям составов ТС
Т трамваи и троллейбусы