Температура воспламенения топлива в автомобильном моторе существенно превышает температуру плавления металлов, из которых он сделан. Но как двигатели выдерживают это и не плавятся прямо под капотом?
Если вы об этом никогда не задумывались, то вот вам немного цифр. При воспламенении топлива температура в камере сгорания может достигать 1600-2200 градусов Цельсия, хотя температура плавления алюминия составляет 659 градусов, чугуна – 1260 градусов, а высокоуглеродистой стали – 1353 градуса. Так почему же двигатели внутреннего сгорания не плавятся при работе? Как удаётся сохранять их работоспособность в столь жестоком температурном режиме?
Именно для этого в двигателях внутреннего сгорания есть система охлаждения. Охлаждающая жидкость, которая также называется антифриз, циркулирует по специальным каналам в моторе и защищает его от расплавления. Жидкость в непрерывном режиме проходит через головку и блок цилиндров двигателя, забирая тепло, которое образуется в процессе сгорания топлива. Затем антифриз попадает в радиатор, где снова охлаждается.
На приборной панели любого автомобиля есть указатель температуры охлаждающей жидкости – за ней нужно следить, чтобы избежать возможного перегрева двигателя. Это может произойти в результате использования некачественной охлаждающей жидкости или же неисправности того или иного узла системы охлаждения. Кроме того, в охлаждение мотора свою лепту вносит и масло: оно не только уменьшает трение, но и отводит лишнее тепло от поверхностей.