Пока идут испытания, прибор ставят прямо на землю. Но разработчики обещают установить «Арену» на осветительных столбах.
Речь идет о совершенно новой системе измерения скорости под названием «Арена». Сейчас этот прибор проходит испытания на дорогах столицы и работает в тестовом режиме. Если новинка удачно пройдет испытания, то летом «Арена» появится во всех областях страны.
Найти место испытания нового аппарата оказалось не просто. Руководство ГАИ держит эту информацию в секрете, мол, пока его не сертифицируют, показывать не будем. Впрочем, кое-что рассказать о новом устройстве согласилась фирма-разработчик «Элэкт-К».
- Прибор проходит завершающий этап испытаний и эксплуатируется на окраине Киева, - говорит Илья Волошин, представитель компании.
На вопрос, в чем же отличие новинки от скандально известного измерителя «Визир», специалист улыбнулся:
- Сами все увидите, могу сказать лишь одно: ни одному нарушителю мимо инспектора не проскочить.
Чтобы посмотреть на загадочный прибор, мы с Ильей отправились на киевскую окружную дорогу. Так как место дислокации машины ГАИ я уже знал, все делал по привычке. За несколько сотен метров до поста ГАИ притормозил и сбросил скорость до 70 км/ч. Но вдруг двери патрульной машины распахнулись и вышедший из нее угрюмый инспектор приказал мне остановиться.
На дисплее компьютера, который установят в каждой патрульной машине, инспектор сможет видеть, что происходит в полутора километрах от него.
- Вы превысили скорость!
- Как превысил? Я ехал 70 километров в час.
На что инспектор предложил пройтись в патрульную машину. Здесь все - как у американских копов: рации, измерительные приборы и новенький ноутбук. На дисплее - фотография моей машины, причем фото сделано на перекрестке в полутора километрах от этого места.
Такого я не ожидал. Как же у них это получается?
СЛЕДИТЬ БУДУТ ДАЖЕ НОЧЬЮ
В патрульной машине, стоявшей на обочине, были компьютер, куча проводов и небольшой железный ящик на крыше. Но, как оказалось, это еще не все. Основная часть радара «Арена» стоит в 1,5 км от машины ГАИ. Метровый штатив, на котором прикручена железная коробка. На земле лежит оранжевый чемодан. И самое главное - нет никаких проводов.
- «Арена» уникальна, - продолжает Илья. - Лазерный измеритель скорости охватывает сразу три полосы движения и способен распознать три нарушения одновременно. Когда машины пересекают луч, камера делает фото и отправляет их в память компьютера. Он их тут же обрабатывает, ставит дату, время, скорость, считывает госномер и отправляет информацию в центральный компьютер, который находится в 1,5 км от места нарушения в патрульной машине. Все передачи данных происходят по радиолокационной связи. И никаких проводов. Таким образом у инспектора есть 40-50 секунд для того, чтобы выйти из своей машины, оценить ситуацию и остановить нарушителя. Другими словами, уже не удастся спрятаться в крайней левой полосе.
Как оказалось, это не все возможности «Арены». В отличие от своего предшественника - «Визира», устройство может делать качественные кадры даже ночью.
- Здесь есть инфракрасная камера, такой себе прибор ночного видения, который делает снимки даже в полной темноте, - продолжает Илья. - Измеритель фиксирует скорость в диапазоне от 20 до 250 км/ч. С погрешностью не более 2 км.
«АРЕНА» МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ В КАЖДОМ ГОРОДЕ УЖЕ ЛЕТОМ
Чтобы посмотреть «Арену» в деле, мы попросили включить прибор. Лихача долго ждать не пришлось. Через минуту компьютер выдал характерный писк и на экране появился серый джип.
- Вот он, голубчик, попался! Секунд через 40 будет здесь, - с улыбкой сказал гаишник.
Да вот инспектор немного не угадал - джип появился, но через полторы минуты. Потому что к нашей машине подъезжал как черепаха. Когда его тормознули, водитель с недоумевающим взглядом устроил гаишнику допрос:
- А за что это вы меня остановили?
- За превышение.
- Какое еще превышение, я ехал километров 40, - пытался оправдаться водитель.
- Зато перекресток пролетели со скоростью 100, - ответил инспектор, после чего предложил водителю взглянуть на дисплей компьютера.
- Что за чудеса, ваша машина здесь, а сфотографировали вы меня там. Это еще как?
Прочитав лекцию о новшествах ГАИ, водителя пришлось отпустить. Как-никак «Арена» работает пока только в тесте. Поэтому наказывать никого нельзя.
Разработчики уверяют: если «Арена» пройдет испытания, приборы развесят на столбах и опорах по всей Украине уже летом. А патрулю ГАИ достаточно будет лишь остановиться и по радиосвязи подключить свой компьютер к нужному устройству. Вот тогда можно будет говорить, что у нас заработала европейская система движения.
Одна часть радарной установки устанавливается на обочине дороги. Гаишникам придется караулить где-то поблизости, чтобы водители не увезли прибор в качестве трофея.
ТТХ
Измеритель скорости «Арена»
Длина луча - 8 метров
Ширина луча - 10 метров
Диапазон скорости - от 20 км/ч до 250 км/ч
Объем памяти - 10 тыс. фотографий
Вес с аккумулятором - 20 кг
Цена пока неизвестна.
Как уверяют разработчики, их детище нельзя обнаружить при помощи антирадара.