По подсчетам специалистов в прошлом году около 50 процентов бензина на украинском потребительском рынке в той или иной мере не отвечало установленным государством нормам. В общем, чем выше цена на бензин, тем больше шансов, что появятся умельцы, готовые ради высокой маржи идти на риск. Ведь обычно себестоимость фальсификата очень низкая благодаря краденой сырье и отсутствия налогообложения.
Дополнительные клиенты СТО
Водитель Виктор Буток жалуется, что после заправки бензином на одной из известных столичных АЗС машина просто «умерла». «Закончилось все тем, что я вынужден был ехать на рынок, покупать новый бензонасос и самому его устанавливать. В противном случае, пришлось бы вызывать эвакуатор чтобы доставить машину на СТО. Был заменен бензонасос, промыта вся топливная система. Бензин был внутри похож на желе. Обошлось все в две тысячи двести гривен незапланированных расходов и три потерянные дни, »- делится пострадавший водитель.
- Пока на заправках продают некачественный бензин - на СТО работы хватает, - иронизирует автомеханик Григорий Покладий. Он уже более тридцати лет исправляет ущерб, причиняемый машинам некачественный бензин вкупе с нерадивыми хозяевами. Говорит, в последнее время работы ощутимо прибавилось. По опыту мастер уверенно утверждает, что самым большим врагом двигателя является топливный фальсификат: «Во время детонации происходит неконтролируемый процесс горения. Понятно, что поршень на современном авто на взрыв не рассчитан. Обычно после этого в двигателе появляются такие дефекты как поломанные кольца, перегородки. Когда нагара слишком много не выдерживает и клапан: перестает нормально закрываться ».
Топливный насос, форсунки, свечи зажигания, катализатор, лямбда зонд - эти детали первые в очереди на замену, если вы натолкнулись на мошенников-автозаправщиков.
- Чем лучше горит топливо, тем выше мощность двигателя, ниже образование нагара и более низкая детонация, - объясняет автомеханик. - Вот на свече хорошо виден красный цвет электрода. Это свидетельствует, что для повышения октанового числа в низко октановый бензин были добавлены железосодержащие присадки, поэтому возникла проблема со свечами. А когда выходят из строя свечи - падает мощность двигателя ».
Бензиновые «коктейли», которые продаются по ценам качественного топлива, существенно опустошают кошельки украинцев. Если вам очень повезло, ремонт автомобиля вам обойдется от нескольких сотен до нескольких тысяч гривен, если нет - счет пойдет на десятки тысяч. Так вот, если машина, «попробовав» топливо, начинает капризничать: пыхтеть, глохнуть, останавливаться, а из под капота доносится непонятный стук - не медлите с визитом на СТО.
Если все сотни тысяч километров, которые проехал Всеволод Кучеренко за тридцать семь лет, сложить, то получится несколько кругосветных путешествий. Говорит, в кризисный год качество бензина ощутимо ухудшилось: «Месяц назад купил недешевую машину с кучей электроники. И вот недавно после нескольких заправок пришлось чистить инжектора. Впечатление такое, будто их кто-то искупал в мазуте. И это несмотря на то, что я стараюсь заправляться на одной АЗС, одним и тем же дорогим бензином, но авто все равно не выдержало надругательства над собой. А с дешевыми авто проблем вообще не избежать. Чем дешевле автомобиль - тем больше проблем. Чем дороже автомобиль, тем дороже проблемы ».
Опытные водители советуют выбирать для заправки крупные АЗС, ведь когда в строительство комплекса инвесторы вкладывают по несколько миллионов долларов, скорее всего рисковать репутацией они не будут. И главное, не стоит экономить на бензине, ведь скупой платит дважды.
Народные «умельцы»
Один из подпольных цехов, которые производят фальсификат, заполняющий украинский топливный рынок, сотрудники спецподразделения по борьбе с организованной преступностью разоблачили в Запорожье.
- На специальном оборудовании незаконно изготовляли некачественный бензин марок А-95, А-92, А-76, который в дальнейшем по поддельным документам поставлялся на АЗС города и области, - рассказывает заместитель начальника УБОП ГУМВД Украины в Запорожской области Дмитрий Абрикосов.
Примечательно, что сырье: газовый конденсат и бензол, которое использовали для производственных нужд, поставлялось из соседних Донецкой и Полтавской областей и имело незаконное происхождение. Организовал и возглавил преступную группировку местный житель, директор нескольких частных предприятий. Оптовая реализация поддельных нефтепродуктов осуществлялась по цене на 15-20% ниже рыночной. В месяц цех производил до 30 тысяч литров фальсификата.
Во время проведения санкционированных обысков оперативники изъяли 40 тысяч литров незаконно изготовленной нефтепродукции, а также первичную документацию и печати. По предварительным данным, «левый» бензин реализовывался и некоторым запорожским предприятиям, среди которых и больницы с подстанциями скорой помощи. Водители этих структур неоднократно жаловались на качество топлива, за использование которого часто выходил из строя автотранспорт.
Недавно на станции «Одесса - Застава 1» убоповцы задержали 11 цистерн с 650 тоннами похищенной нефти. Хотя в дорожных документах воры указали, что это «печное топливо». Еще 850 тонн «левой» нефти злоумышленники закачали в цистерны и готовили к отправке.
Заместитель начальника УБОП ГУМВД Украины в Одесской области Николай Сыч, отчитался, что двое подозреваемых по этому делу уже находятся за решеткой. Для остальных 8 участников группировки тоже вскоре будет избрана мера пресечения. Среди тех, кто попал на крючок к оперативникам, руководители ряда акционерных обществ, деятельность которых связана с переработкой и транспортировкой нефтепродуктов.
По предварительным подсчетам, только с начала 2010 года фигуранты похитили «черного золота» на сумму свыше 10 млн. грн.
Третьей областью где за последний месяц работники УБОП разоблачили злоумышленников причастных к производству топливного фальсификата стала Сумщина.
- Сотрудниками УБОП УМВД Украины в Сумской области задокументирована и прекращена деятельность группы должностных лиц одного из предприятий области, которое находится на территории Лебединского района Сумской области, которые в течение длительного времени без надлежащего оформления разрешительных документов используя мощности завода по производству бензина, то есть оборудования массового производства товара с октября 2009 года занимались производством недоброкачественного подакцизного товара - высокооктанового бензина, - заявил на пресс-конференции заместитель начальника УБОП ГУМВД Украины в Сумской области Владимир Бартош.
Директор, бухгалтер и технолог мини-завода поставляли бензин марок А-76 и А-92 с повышенным уровнем бензола на заправки Сумщины и соседних областей. Наторговать троица успела на сотни тысяч гривен. А в планах, как выяснили убоповцы, было заработать еще больше. Ведь одного сырья и вспомогательных материалов изъяли более чем на миллион гривен.
Меньше проверок - больше фальсификата?
Одним из самых распространенных способов производства фальсификата является использование специальных добавок или присадок, таких, например, как бензол. Это повышает октановое число, а значит и цену за литр такой «химии». Впрочем, вред такие сомнительные смеси наносят не только автомобилю и кошелькам их хозяев, но и окружающей среде.
«В атмосферу попадает большое количество тяжелых металлов, двуокиси углерода, сажи, нитритов азота. Все это - восемьдесят процентов загрязнения Киева. Например, весь транспорт Днепропетровской области за год выбрасывает около 200 000 тонн загрязняющих веществ. Примерно столько же выбросов за год «производит» один Киев. Все остатки от неполного сгорания попадают на асфальт, а оттуда с дождем в водоемы, из которых потом берут воду для населения », - говорит Владимир Борейко, директор« Киевского эколого-культурного центра ».
Эксперты топливного рынка приводят шокирующие факты лабораторных исследований: на 2-х из 10-ти выбранных наугад брендовых киевских автозаправках торговали откровенным фальсификатом. На одной из них вообще были выявлены грубые нарушения содержания вредных веществ, таких как бензол и сера в десять раз! «То есть в центре города продают бензин, который портит не только машины, но и воздух», - объясняет эксперт Сергей Куюн.
Основную причину присутствия на рынке откровенного фальсификата и некачественного топлива он видит в отсутствии регулярного контроля со стороны государства: «Достаточно сказать, что в прошлом году Госпотребстандартом не проводилось никаких лабораторных проб. Участники рынка, владельцы автозаправок, не боятся санкций, не боятся быть наказанными или потерять свой бизнес. Несомненно, при таких условиях доля фальсификата на рынке растет »- говорит эксперт.
Начальник управления государственного надзора Госпотребстандарта Валентина Гордиенко подтверждает, что сейчас ее ведомство проверяет продукции значительно меньше по сравнению с прошлыми годами.
- Вступил в силу закон «Об основных принципах государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности», который предусматривает, что испытания, отбор образцов, транспортировку этих образцов на лабораторное испытание проводится за бюджетные средства, - констатирует г-жа Гордиенко. До вступления в действие этого закона испытания образцов и отбор образцов проводились за счет того субъекта предпринимательской деятельности, предпринимателя, у которого проводилась проверка. В течение 2008-2009 годов, и наверное так будет и в 2010, государство не выделяет средства на испытания. Поэтому сейчас мы не всегда можем показать ту картину, которая у нас сейчас с качеством нефтепродуктов на потребительском рынке ... »
В Госпотребстандарте уверяют, что несмотря на кризис готовы давать бой фальсификатам и их распространителям, главное, чтобы люди не были равнодушными и обращались с соответствующими жалобами, которые станут основанием для проверок: «Несмотря на все финансовые трудности, в прошлом году наши инспекторы проверили 147 предприятий, как на стадии хранения так и на стадии производства, - рассказывает Валентина Гордиенко, - «из них на стадии хранения проверили 117 предприятий, на стадии производства 30 предприятий. Но хотела бы отметить, что больше встречается нарушений именно на стадии хранения. По результатам проверок в 80 процентов оптовых хранителей выявлена продукция, не отвечает нормативным нормам. У производителей нарушения были у 60 процентов проверенных предприятий ... »
Большую надежду работники Госпотребстандарта возлагают на зарегистрированный в Верховной Раде законопроект, который в случае вступления в силу, позволит вновь проводить проверки за счет предпринимателей. Специалисты уверяют, при таких условиях в кризисный период можно было бы вернуть государству контроль над качеством нефтепродуктов. «Кроме того, этим законопроектом предусмотрено отменить норму о предупреждении за 10 дней до проведения проверки. Ведь такие снисходительные условия выгодны прежде всего мошенникам и недобросовестным предпринимателям, которые постоянно под разными предлогами избегают визитов инспекторов, »- возмущаются в Госпотребстандарте.
Пожалуй пока государство полноценно начнет защищать автомобилистов, страховкой от неприятностей с бензином могут стать разве что несколько знакомств на нужных заправках, собственная интуиция и опыт.
Елена Федорейко, 5 канал,МАИР
Откуда «бодяга»?
По данным Госпотребстандарта, чаще всего бензин не отвечает нормам по таким параметрам: наличие механических примесей, заниженное октановое число, повышенное содержание смол и железа.
Механические примеси преждевременно забивают фильтры системы питания, жиклеры карбюраторов и форсунки впрысковых систем. Низкое октановое число вызывает детонацию в двигателе, сопровождающуюся снижением мощности и ускоренным износом деталей цилиндро-поршневой группы. Повышенная концентрация смол приводит к нагарообразованию в системах впуска и выпуска, а также к засорения каналов топливной системы. Всем известно, что бич иномарок с чувствительными к качеству топлива моторами - железосодержащие присадки.
Без присадок - никуда
Сами по себе присадки - не беда, более того, требования к современным видам топлива настолько разнообразны, что без них бензин просто немыслим. Сложная технология каталитического риформинга, позволяющая сразу из нефти получать бензин с желаемым октановым числом, применяется лишь на немногих нефтеперерабатывающих заводах. Остальные применяют метод химизации, доводя полученный прямогонный и низкооктановый бензин до желаемых высоких кондиций при помощи пакетов многофункциональных присадок - не только антидетонационных, но и моющих, каталитических, противоизносных, антикоррозионных и пр.
Обычно НПЗ (как зарубежные, так и отечественные) применяют присадки концерна BASF - недешевые, но высококачественные, давно проверенные составы. Содержание веществ в них тщательно подобрано и сбалансировано ( «Передозировка» также вредна для двигателя), поэтому ощутимых побочных воздействий они не имеют. Многие продавцы «бодяги» в Украине не имеют никаких документов на свое топливо.
Полезные и вредные
Проблема в том, что товарный бензин на отечественный рынок поставляют не только НПЗ, но и мелкие предприятия, официально имеющие статус производителя. Закупленные на нефтеперегонных заводах низкооктановый бензин, нефтяной конденсат, а также продукт КБ-92 или КБ-95 (компонент бензина) они при помощи добавок доводят до требований украинского «бензинового» ГОСТа и продают через АЗС - собственные или мелких региональных операторов рынка.
Многие из этих фирм выпускают качественный конечный продукт, действительно соответствующий всем нормам, но значительная часть таких «производителей» грешит «бодяжничеством». Они злоупотребляют дешевыми присадками китайского производства (ферроцен, монометиланилин), зачастую - железосодержащих. В умеренных дозах такие присадки не наносят двигателю существенного вреда, но при нарушении дозировки провоцируют отложение нагара, образование оксидной пленки, которые влияют на работу систем зажигания и питания.
На подобных предприятиях отсутствуют хорошо оснащенные лаборатории и объективная сопроводительная документация. По информации государственных контролирующих органов, нередко это приводит к тому, что продавцы топлива в розницу, приобретая бензин в таких производителей и желая еще больше «улучшить» его, также добавляют в него дешевый (порядка $ 0,2 на тонну топлива) ферроцен.
Кроме «излишков» железа, полученный таким обходным путем бензин может отличаться также повышенным содержанием серы, бензола, ароматических углеводородов. Ведь зачастую в исходном продукте - том же КБ - содержание этих веществ значительно превышает нормы действующих стандартов. А вогнать параметры кустарного топлива в «правильные» рамки за пределами НПЗ невозможно. Между тем, подобные недостатки чреваты образованием отложений в двигателе, ухудшением его «экологии», однако не приводят к быстрому отказу, как железосодержащие компоненты.
Однако не все так плохо: по сведениям УкрНИИ НП «МАСМА», ежегодный рост потребления автомобильных бензинов в Украине (порядка 2%) происходит исключительно за счет качественного топлива современных сортов. То есть рано или поздно «бодяга» исчезнет.
Как не попасть на «бодягу»?
Ответ банален - заправляться на проверенных АЗС. Это не обязательно должна быть брендованная станция крупной сети. Наличие на заправке сертификата на каждый вид топлива снижает вероятность купить «бодягу»: по данным контрольной службы Госпотребстандарта, около 50% халтурщиков вообще не утруждают себя оформлением каких-либо документов на продаваемой топливо.
Игорь Широкун,Харьковское общество потребителей