Собственнику спокойнее контролировать и фиксировать факт перехода права собственности на автомобиль, не надеясь на доверенность. Это удобный и полезный правовой инструмент, но следует помнить, что этот инструмент временный, суррогатный, не могущий заменить полноту правообладания и реализации права собственности. Злоупотреблять доверенностью не следует.
Как показывает практика, очень много спорных вопросов возникает в связи с использованием так называемых «генеральных» доверенностей на право управления и распоряжения автомобилем. К слову сказать, термин «генеральная» законодательством не предусмотрен, это название имеет устоявшийся бытовой характер.
«Генеральная» доверенность подразумевает, что лицо, уполномоченное такой доверенностью (поверенный), имеет те же права по распоряжению автомобилем, как и сам собственник. Включая право продать автомобиль, дать его в залог, снять с учета, выехать за границу, требовать возмещения вреда, причиненного вследствие ДТП, и так далее.
Прежде всего следует понимать несколько важных вещей, которые зачастую ускользают из поля зрения автолюбителей.
Сама по себе доверенность не приводит к переходу права собственности на автомобиль к поверенному. Зачастую ведь ситуация развивается следующим образом: собственник решает продать автомобиль, находит покупателя, и в обмен на получение оговоренной суммы денег (стоимости автомобиля) выдает «генеральную» доверенность на управление автомобилем и распоряжение им (одновременно передавая свидетельство о регистрации транспортного средства - бытовое название – техпаспорт) и ключи.
Технически это делается по ряду причин. В частности потому, что собственник, получив деньги – теряет интерес к автомобилю и его дальнейшей судьбе. Собственнику не интересны моменты снятия с учета, переоформления и тому подобные формальности (требующих нервов, здоровья и времени); естественно, что все действия по распоряжению автомобилем с этого момента интересуют приобретателя, который формально выступает от имени собственника. А уже поверенный (фактически, покупатель) от имени собственника продает (дарит) автомобиль своим родственникам и близким (брату, другу), окончательно завершая таким образом сделку.
Приобретатель (поверенный) реализует свое право на владение автомобилем имея возможность свободно на нем передвигаться (собственно, для чего и создан автотранспорт). Однако, это право не полное, поскольку по законодательству полное владение автомобилем возникает с момента регистрации перехода права собственности.
«Генеральной» доверенностью банально маскируется сделка купли-продажи.
Зачастую возникает ситуация, когда по ряду причин (отсутствуют деньги для уплаты госпошлин за переоформление, нету времени) новый фактический собственник пользуется автомобилем годами, даже позабыв, что транспортное средство не совсем его. Номинальный (формальный) собственник тоже забывает о том, что несколько лет назад он продал своего железного коня другому лицу (процедура расставания с имуществом завершается в момент получения денег). И очень часто с удивлением узнает, что он до сих пор еще числится хозяином транспортного средства.
Вот здесь и возникают проблемы и разного рода курьезные ситуации.
Доверенность (при чем любая, независимо от объема полномочий и вида полномочий) может быть отозвана в любое время, по одностороннему заявлению собственника, и об этом следует помнить, прежде всего, поверенному.
Будет крайне неприятно, если спустя какое-то время автомобиль будет задержан милицией (на границе) и водитель узнает, что доверенность, на основании которой он управлял транспортным средством, несколько месяцев назад отозвана собственником, жаждущим вернуть себе транспорт и написавшему заявление об угоне. В этом случае автомобиль придется отдать, а потом долго и упорно доказывать, что за него были уплачены деньги, фактически произошла купля-продажа и никакого факта угона не было.
Либо представим ситуацию, при которой собственник автомобиля совершил преступление имущественного характера и находится под судом с перспективой конфискации имущества, либо банально затопил соседей, либо не отдал кредит банку, должен денег школьному товарищу по расписке или просто разводится с женой и делит имущество.
Поскольку автомобиль числится на нем, то при неблагоприятном исходе всех процессов фактический владелец-поверенный также лишится транспортного средства. При чем даже без активного вмешательства формального собственника (автомобиль просто арестует и изымет исполнительная служба, суд либо правоохранительные органы). Для подобного развития ситуации доверенность/либо ее отсутствие вообще не имеет значения.
Доверенность также прекращается смертью доверителя. Представим, как обрадуются наследники, узнавшие, что на умершем дедушке числятся несколько иномарок, которыми управляют неизвестные люди по доверенности (ставшей ничтожной в момент смерти). Найти поверенных и имущество, блокировав любые сделки и организовав задержание транспорта – дело нескольких минут.
Да и просто доверенность может заканчиваться, а собственника, дабы ее продлить, можно банально не найти (например, он уехал на ПМЖ в Австралию и возвращаться не собирается, либо пропал без вести (уехал, не оставив адреса).
Потому, однозначно, учитывая огромные риски лишится имущества, фактически приобретенного.
Кстати, ситуация с «зависшей» доверенностью выглядит плачевно не только для поверенного.
Продавец, остающийся номинальным собственником автомобиля, может и не догадываться, какие «шалости» может натворить поверенный (которого он и видел всего раз в жизни в момент обмена денег на доверенность, ключи и техпаспорт). Например, ездить с нарушением правил дорожного движения, накопив кучу штрафов. А номинальный хозяин «доверенного» автомобиля, наведавшись в ГАИ по вопросам регистрации (снятия с учета, получения дубликата утерянного техпаспорта) другого своего «четырехколесного друга» будет подвергаться не совсем законным, но все же приставаниям сотрудников ГАИ с мотивацией «на Вашем автомобиле числятся много штрафов, пока не оплатите – ничего делать не будем».
Либо, человек может быть разбужен среди ночи ворвавшимися в квартиру спецназовцами, задерживающими собственника автомобиля, несколькими часами поучаствовавшем в ДТП с несколькими погибшими, ограблении банка либо просто найденного с трупом в багажнике либо грузом наркотиков и взрывчатки. Собственнику придется очень долго и последовательно доказывать свое алиби и утверждать, что за рулем был не он (да еще и неизвестно, удастся ли…)
Кроме того, автомобиль является так называемым источником повышенной опасности. Согласно законодательству, собственник источника повышенной опасности несет ответственность за ущерб, причиненный действиями (использованием) такого источника, то есть, возможна ситуация (и есть судебная практика, хотя и не совсем однозначная), что к собственнику автомобиля могут быть выставлены претензии со стороны потерпевших (пострадавших) в результате взаимодействия источника повышенной опасности.
То есть, владелец автомобиля может отвечать за ущерб, причиненный ДТП, в котором принимал участие его автомобиль, даже независимо от личного участия собственника в этом событии. Закон таким образом возлагает ответственность на лицо, обладающее «рисковым» предметом, обладание которым связано с повышенными рисками возникновения непредвиденных и критических ситуаций.
То есть, и для собственника спокойнее контролировать и фиксировать факт перехода права собственности на автомобиль, не надеясь на доверенность. Это удобный, необходимый и полезный инструмент, расширяющий правовые возможности лиц и делающий процессы взаимодействия в общественном производстве гибче, многообразнее, комфортнее. Но следует помнить, что этот инструмент временный, суррогатный, не могущий заменить полноту правообладания и реализации права собственности. Доверенность необходима и незаменима лишь для оформления сделки купли-продажи, но постоянно злоупотреблять ею не следует.
Напоследок заметим, что во всех описанных нами ситуациях можно найти выход, в том числе защищая свои интересы в суде (не все они безнадежны). Но это повлечет огромные временные, административные, финансовые и личностные затраты. И не факт, что дело всегда будет выиграно (противоположная сторона может быть удачливее). Потому просто лучше не доводить ситуацию до нехорошего и неконтролируемого развития, а предотвращать ее, понимая смысл происходящего и контролируя события.