Ровно 55 лет назад на автодроме Монтлери во Франции прошел испытания первый Renault Gordini. Так началось многолетнее сотрудничество французского производителя и легендарного автоконструктора.
Итальянец по происхождению, Амеде Гордини владел собственной автомастерской на бульваре Виктор в Париже. Она производила моторы повышенной мощности, коробки передач и аксессуары — все авторской разработки.
Моторы и коробки тут же устанавливались на автомобили. Первый тираж Dauphine Gordini составил 10 000 экземпляров, которые продавались даже в Америке.
Однако ключевой моделью, с которой Гордини вошел в историю, стал легендарный Renault 8 Gordini. Заднемоторный спортивный седан, непременно синий, Renault 8 Gordini стал звездой ралли и кольцевых гонок в 1960-х. Стоит отметить, что весьма удачную платформу R8 Gordini использовал и не менее знаменитый Alpine A110.
В 1970 г. на смену R8 Gordini пришел кардинально отличвашийся от него технически переднеприводный R12 Gordini. Это была, пожалуй, самая эффектная премьера нового спортивного автомобиля всех времен. 18 и 19 июля на только что построеном автодроме «Поль Рикар» в марсельском пригороде Ле-Кастелле компания Renault провела уникальный «автомобильный Вудсток» (в стиле рок-фестивалей тех лет). Причем «День Gordini» практически ничем не уступал им по массовости: он собрал 3000 автомобилей и более 15 000 поклонников марки.
В 1967 г. Гордини приобрел землю в пригороде Парижа Вири-Шатийон, где через год компанией Renault был возведен комплекс лабораторий, мастерских и тестовых помещений спортивного подразделения. Сегодня в Вири-Шатийон расположены корпуса Renault Sport F1, где рождаются формульные моторы Renault.
Амеде Гордини также работал в тесном сотрудничестве с Жаном Ределе — своим визави из компании Alpine. Помимо поставок моторов и трансмиссий для Alpine A110, Гордини также являлся соавтором высокообъемных моторов V6 и V8 для гоночных Alpine, с которыми были выиграны гонки в Нюрбургринге (1967) и Ле-Мане (1978).
Последним мотором Renault Gordini стал в 1977 г. турбомотор EF 1500 V6. Впервые появившийся в Формуле-1, он опередил свое время и дал основу для последующих моторов Renault, выигравших 10 кубков конструкторов. Кстати, в следующем году Renault вновь начнет оснащать формульные болиды турбированными полуторалитровыми моторами. Так что дело Гордини продолжает жить — не только в синих Twingo Gordini.