Первые лица государств редко вслух отдают предпочтение какому-то конкретному автомобилю. В то же самое время почти у каждого президента есть машина, которая путешествует с ним по всему миру. Авто.Вести.Ru выяснили, какие автомобили предпочитают мировые лидеры.
Невероятно приятно, перелистывая журналы и рассматривая снимки, сделанные по ходу официальных визитов глав государств в другие страны, наблюдать за президентом, с гордостью передвигающимся на машине, которую построили его соотвечественники. Так поступают главы многих мировых держав (но не нынешней России). Нужны подробности?
Китай
Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин поддерживает свой автопром. Как указано в открытых источниках, для торжественных выездов он использует правительственный лимузин китайского автопроизводителя FAW Hong Qi HQE. Прибавка в названии Hong Qi с китайского языка, кстати, переводится как "красное знамя".
Длина этого бронированного автомобиля составляет аж 6,4 метра, а ширина - около 2 метров. Высота лимузина - 1,72 метра, вес - около 4,5 тонн. Под капотом председательской машины "живет" 12-цилиндровый мотор мощностью 400 л.с. Немудрено, что вся информация о разработке автомобиля является государственной тайной Китая (хотя ходят слухи, что лимузин построен на базе... внедорожника Toyota Land Cruiser). Машина впервые появилась на публике в октябре 2009 года, в день празднования 60-летия со дня образования КНР (главой страны тогда был Ху Цзиньтао). Автомобиль построили вручную на заводе FAW в Чангхуне. Сам бренд Hong Qi придумали еще в 1960-х годах специально для правительственных автомобилей - так появилось люксовое подразделение компании FAW. Позднее "Красное знамя" начало сотрудничать с немецкой Audi, выпуская свои версии моделей Audi 80, 100 и 200.
Всего построено около ста таких машин, и ни одна никогда не поступит в свободную продажу - все предназначены для высокопоставленных функционеров Компартии Китая. На всех желающих таких машин, конечно, не хватит - поэтому многие чиновники ездили на шикарных немецких лимузинах, которые собирались по индивидуальным заказам. Но в феврале 2012 года правительство Китая запретило местным чиновникам ездить на иномарках, цена которых превышает 28,5 тысяч долларов. И ради страны о роскоши пришлось забыть.
Япония
Реальной властью в Японии обладает глава кабинета министров - премьер-министр Японии Есихико Нода. Хотя в ближайшее время его сменит лидер либерально-демократической партии Синдзо Абэ. Какой автомобиль предпочтет новый премьер, пока неизвестно. Первое время он, вероятно, будет передвигаться на машине предшественника.
Точнее, на двух служебных автомобилях. Первый - Toyota Century, которая уже несколько десятилетий является главным транспортным средством как высшего руководства Японии, так и императорской семьи. Седан представительского класса собирался и собирается вручную, а его дизайн почти не меняется уже больше 40 лет. Еще одним служебный автомобилем может стать гибридный Lexus LS 600h L из гаража премьер-министра Ноды. Тот иногда ездил на нем, чтобы лишний раз продемонстрировать достижения японской автопромышленности. Будет ли его использовать нынешний премьер - неизвестно. Почему бы и нет?
Что касается японского императора Акихито, который унаследовал трон в 1989 году, он также предпочитает Toyota Century - хотя до 2006 года император и его супруга Митико почти 30 лет ездили на Nissan Prince Royal. Императорский лимузин Toyota Century Royal построен по спецзаказу. Бронированный автомобиль оснастили 5-литровым мотором мощностью 350 л.с. В комплектации "императорская" доступны опции, которые другим покупателям не положены - шторки на окнах из рисовой бумаги и потолок в стиле японских ширм "седзи". Кстати, императорская Toyota передвигается без номерных знаков. Вместо этого автомобиль украшает позолоченная хризантема - официальная эмблема императорского дома. С собой по миру император автомобиль не возит. Впрочем, за пределы страны представители династии выезжает редко.
Испания
Испанский король Хуан Карлос I любит хорошие автомобили и не прочь сам иногда сесть за руль несмотря на преклонный возраст (5 января ему будет 75 лет). Одна из гордостей короля - трехосный Mercedes-Benz G4 1939 года выпуска, который несколько лет назад был отреставрирован. По некоторым данным, таких машин в мире осталось всего три. Экземпляр, который радует душу Хуана-Карлоса, принадлежал генералу Франко, а тот получил машину в подарок от самого Гитлера. Поэтому "Мерседес" ценен не только как раритетный автомобиль, но и как исторический памятник.
Король Испании вообще известен как фанатом мощных и роскошных автомобилей и мотоциклов. Когда-то в стране даже была выпущена книга о любимых "игрушках" монарха. Испанский королевский гараж насчитывает 71 машину, для обслуживания которых нанят персонал в количестве 65 человек. Есть у испанского монарха, к примеру, Audi RS6 с "королевскими" номерными знаками и устройствами для крепления флагов над каждым колесом. Раньше Хуан Карлос был очень даже не прочь покататься на ней, но после серьезной аварии король-лихач стал реже водить спортивные машины. Под капотом "Ауди" испанского монарха установлен 5,0-литровый бензиновый мотор в 572 л.с. Разгон до "сотни" на Audi RS6 занимает 4,5 секунды.
Кроме того, у испанца есть эксклюзивный Maybach 57S, считающийся одним из самых дорогих автомобилей в мире. Машина оснащена двигателем мощностью 612 л.с., а ее салон отделан высококачественной кожей бежевого цвета. Говорят, некоторые детали интерьера покрыты серебром. Можно смело сказать, что испанский король оказался владельцем самой знатной в Европе "конюшни".
Великобритания
А на чем ездит королева Великобритании Елизаветы II? Сейчас в автопарке британской монархини числятся пять автомобилей Rolls-Royce среди которых самый любимый железный друг Елизаветы - Phantom VI со складной крышей, подаренный Ее Величеству в 1978 году обществом автопроизводителей и дилеров. Долгое время британская королева чаще всего передвигалась именно на этой машине.
Но с некоторых пор у королевы есть уникальный Bentley Arnage Red Label. Он сделан специально для королевы концерном Volkswagen и подарен ей к очередному юбилею. Этот автомобиль защищает Ее Величество от отравляющих газов при помощи продвинутого воздушного фильтра. Королевский автомобиль, на ручную сборку которого ушло 2 года, оснащен двигателем объемом под 7 литров и мощностью 400 л.с., который позволяет разгоняться до 210 км/ч. Многие англичане были удивлены, что Елизавета, долгое время поддерживающая родной "Роллс-Ройс" предпочла другую марку.
А премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон любит марку Jaguar. В гараже нынешнего главы кабинета министров Туманного Альбиона стоит Jaguar XJ Sentinel V8 темно-синем цвета. На почти такой же машине ездили и предшественники Кэмерона - Тони Блэр и Гордон Браун. Внешне эти машины ничем не отличаются от серийных, но на деле эти Jaguar - бронированные. Бензобак, крыша и багажник этих машин защищены от поражения при взрыве, а двери усилены пуленепробиваемыми стальными панелями толщиной 3,7 мм. По некоторым данным, есть в гараже у действующего премьера Кэмерона и раритетный Bentley State Limousines. Правда, его политик в качестве средства передвижения выбирает очень редко и главным образом в поездках по собственной стране.
Италия
Нынешний итальянский президент Джорджо Наполитано не отстает от своих коллег из других стран. В качестве официальной машины уже несколько лет он использует творение итальянского автопрома – Lancia. Начиная с 2011 года, это Thema темно-синего цвета, впервые представленная на автосалоне в Женеве. Правда, на деле это не более чем американка, недавно получившая итальянский паспорт - ведь машина представляет собой перелицованный Chrysler 300С.
Итальянские президенты любят Lancia. Несколько раз на инаугурацию главы страны глава исполнительной власти приезжал на Lancia Flaminia. Только президент Карло Адзелио Чампи ездил сперва на лимузине Lancia Thesis, а с 2004 года предпочел передвигаться на бронированном Maserati Quattroporte. Сохранился в одном из музеев страны и автомобиль итальянского диктатора Бенито Муссолини. Он ездил на истинно итальянском лимузине Vintage Pininfarina Limousine.
Другое дело – премьер-министры Италии. Самый известный из них - Сильвио Берлускони - оставил свой пост в 2011 году после скандальных историй о сексуальных домогательствах и развелчениях с многочисленными любовницами. Этот политик отнюдь не жаловал свой автопром и передвигался на полноприводной немецкой Audi A8 Quattro c двигателем объемом 4,2 литра мощностью 310 л.с. Бронированный седан Берлускони был на 13 см длиннее серийного и весил 3,8 тонны. Вторым автомобилем Берлускони был Maserati Quattroporte, но им премьер пользовался намного реже. Когда на посту его сменил действующий премьер Марио Монти, в наследство тому достались и машины. Но Монти, как оказалось – отъявленный патриот. Вскоре после своего назначения он был лично занялся вопросами служебного автотранспорта. В итоге Монти одолжил автомашину Lancia Thesys из гаража президента республики.
Германия
Глава немецкого государства Ангела Меркель остановила свой выбор на Audi A8L. Эта машина соответствует официальным требованиям - да, у немцев есть специальные правила безопасности, которым должен отвечать автомобиль руководителя. Для таких машин обязательны бронированный кузов (он должен выдерживать взрыв ручной гранаты и очередь из автомата калибра 7,62 мм), пуленепробиваемые стекла толщиной до 48 мм и особой конструкции покрышки (если они пробиты, автомобиль все равно может ехать со скоростью до 150 км/ч). Впрочем, таким требованиям соответствуют президентские машины почти всех стран. Кстати, двери лимузина при необходимости можно отстрелить, чтобы пассажиры смогли быстро покинуть салон. Внутри "Ауди" можно обнаружить стандартное для таких машин оборудование – небольшой офис, холодильник и минибар. Ангела Меркель хранит верность своему автомобилю за границей, но не возит машину с собой, а просит принимающую сторону предоставить ей такую же бронированную Audi A8.
Предыдущий глава Германии Герхард Шредер предпочитал другие машины: сперва немецкий лидер ездил на бронированной Audi A4, позже сменив ее на Volkswagen Phaeton. Бронированный автомобиль Шредера весил 4 тонны, мощность двигателя W12 составляла 420 л.с., а максимальная скорость - 250 км/ч. Разгон до "сотни" занимал у машины всего 7 секунд. По данным немецких СМИ, под капотом автомобиля была спрятана автоматическая противопожарная система. Немецким руководителям вообще повезло больше всех в плане машин. Имея такой мощный автопром, который пользуется авторитетом во всем мире, у немецких лидеров есть огромный выбор из множества марок и моделей. И нет ничего странного в том, что они всегда выбирали, выбирают и будут выбирать автомобили собственной разработки и сборки, будь то VW, Audi, Mercedes или Porsche.
Франция
Начиная с 1954 года все президенты Франции на церемонию инаугурации приезжают исключительно на французских автомобилях, демонстрируя тем самым уверенность в продукции своей автомобильной промышленности. Больше всего чести досталось моделям марки Citroen. Первым удостоился чести Citroen Traction 15/6 H, на котором с 1954 года ездил Рене Коти. Еще один французский президент - Шарль Де Голль - обязан "Ситроену" жизнью. В 1962 году президента Франции спас Citroen DS, который был обстрелян на Елисейских полях. Лишь в 2007 году традиция была прервана Николя Саркози, который предпочитал лимузин Peugeot 607 Paladine и Renault Safrane Biturbo. А вот избранный в 2012 году Франсуа Оланд вернулся к Citroen. Что интересно, на свою инаугурацию действующий французский президент приехал на обычном Citroen DS5 чуть ли не в базовой комплектации.
На автомобиле не было брони и каких-либо атрибутов роскоши. Как пояснили в пресс-службе президента, из опций для церемонии инаугурации добавили только большой люк, чтобы по ходу движения президент мог приветствовать публику. Технически Citroen DS5 представляет собой дизель-электрический гибрид с суммарной мощностью силовой установки в 200 "лошадок" - это самый "зеленый" президентский автомобиль. Конечно, после церемонии инаугурации президентский DS5 серьезно доработали в плане безопасности. Франсуа Оланд и далее намерен передвигаться на этой машине.
США
Президент США – одна из ключевых фигур на мировой арене. Сейчас этот пост занимает Барак Обама. Он предпочитает отечественные лимузины - как и все его предшественники, начиная с Франклина Рузвельта. Более того, президенты США верны автомобилям двух марок - Lincoln и Cadillac. Рузвельт, Трумэн, Кеннеди, Форд и Рейган предпочли Lincoln. Двое последних, кстати, обязаны модели Lincoln Continental 1972 года своей жизнью. А машина с префиксом SS-100-X 1961 года выпуска навсегда вошла в историю как автомобиль, в котором был застрелен Кеннеди. На смену "Линкольн Континенталь" в 1983 году пришел Cadillac Fleetwood. В 2001 году официальной машиной главы США стал уже бронированный Cadillac Deville. Наконец, действующий американский лидер Барак Обама с 2009 года ездит по миру только на Cadillac One. Благодаря дизельному двигателю объемом 6,5 литров и полному приводу до сотни президентская машина разгоняется за 15 секунд, причем 100 км/ч – максимальная скорость этого железного коня. Изначально, кстати, Барак Обама хотел передвигаться на гибриде, но служба безопасности наотрез отказалась исполнить это желание - объяснив тем, что гибридные технологии пока не могут обеспечить требуемую при такой массе мощность. Оно и понятно: машину сильно отягощает броня и другие элементы защиты (толщина металлокерамической брони и стекол автомобиля достигает 12,5 см). Внутри автомобиль обустроен по последнему слову техники: Обаму всегда ждет подключенный к Интернету ноутбук, а также телефон для прямой связи с вице-президентом и Пентагоном. Для надежности радиосигнал шифруется и передается через пять расположенных в багажнике антенн в нескольких частотных диапазонах.
Хотя внешне президентский лимузин похож на серийные модели, он серьезно отличается от них - в том числе благодаря ручной сборке. По слухам, эта машина может выдержать прямое попадание в случае выстрела из гранатомета, подрыв на мине, химическую и бактериологическую атаки. Лимузин получил пулестойкие шины, бронированный бензобак, систему герметизации салона и снабжения его кислородом. Опускается в автомобиле только одно стекло, водительское - и только на 8 см. В специальных отсеках спрятаны оружие, включая гранаты, есть в автомобиле и система ночного видения. А на случай, если президент все же пострадает, в салоне находятся емкости с кровью для переливания.
Белоруссия
Президент российской соседки – Белоруссии Александр Лукашенко в последнее время передвигается по своей стране на автомобиле Maybach 57/62. Стоимость машины в зависимости от комплектации составляет около полумиллиона евро. По некоторым данным, это самый дорогой серийный автомобиль в мире.
Интересно, что впервые Лукашенко признал себя владельцем Maybach только в осенью прошло года на пресс-конференции для российских СМИ. По его словам, машина - подарок на день рождения от "одного россияниан", однако ездить на ней часто Лукашенко не хочет, чтобы "не выделяться". Наделе белорусский президент и его "Майбах" неоднократно были замечены вместе. Хотя чаще кортеж главы Белоруссии передвигается на немецких "Мерседесах".
Россия
Самая интересная страна для обсуждения – конечно, Россия. На протяжении многих десятилетий российские лидеры предпочитали отечественные машины – лимузины ЗиЛ. В СССР было изготовлено только 22 автомобиля ЗиЛ-41052, из которых сохранились не менее 10 штук. Максимальная скорость лимузинов - 190 км/час, а время разгона до 100 км/час по техпаспорту составляет 13 секунд. Масса автомобиля - 5,5 тонн. Американская разведка всю холодную войну пыталась узнать секреты российских "членовозов" - именно так прозвали лимузины ЗиЛ. Только после развала СССР американцы купили такую машину и разобрали ее. Оказалось, что вместо усиления и доработки конструкции рамы русские сварили целую бронекапсулу, вокруг которой строился автомобиль. Именно поэтому ЗиЛ-41052 может защитить пассажиров, даже если у него под капотом взорвется граната. А стекла выдерживают выстрел как из автомата Калашникова, так и снайперской винтовки. Каждая дверь этого бронированного лимузина весит около 200 кг.
Правда, сейчас российский президент Владимир Путин выбирает немецкий автопром. В его гараже числится бронированный лимузин Mercedes S-600 Guard Pullman. Длина машины составляет 6,2 метра, весит автомобиль около 3 тонн. Pullman имеет броню, защищающую от стрелкового оружия и гранат, оснащен системами пожаротушения и герметизации при газовой атаке. Салон оборудован по последнему слову техники и выглядит как небольшой офис. Под капотом лимузина установлен 6,0-литровый V12 мощностью 400 л.с. Наблюдать за происходящим сзади помогает видеокамера. Подробности о том, как устроены и работают системы связи и безопасности, держатся в строжайшем секрете.
Но уже который год на заводе ЗиЛ готовится достойная замена "Пульману" - новый лимузин ЗиЛ 4112. Идею, что лидерам стран стоит ездить на отечественных машинах, поддерживает и сам Путин. Правда, пока предложения ЗиЛа президента не устраивают. Новый ЗиЛ может получить от предыдущей модели V-образную "восьмерку" (она будет доработана) объемом 7,7 литра и мощностью 400 л.с., а может быть укомплектован силовым агрегатом Mercedes. В 2012 году пресса сообщила о существовании проекта "Кортеж", в рамках которого планируется разработка линейки автомобилей для чиновников и служб сопровождения. К участию в проекте присоединились Горьковский автозавод и первый в России производитель спорткаров "Маруся-Моторс".
К сожалению, российский президент единственный среди лидеров стран "большой восьмерки", использующий в качестве своей официальной машины автомобиль иностранного производства (в то время как в ряде стран есть специальные законы, не позволяющие чиновникам ездить на иномарках). Например, по законам Канады глава государства должен ездить на автомобилях, полностью или частично произведенных в Канаде. Для официальных встреч и протокольных визитов он использует Cadillac DTS и Chevrolet Suburban, а для поездок с семьей - Toyota Sienna.
Может быть, возьмем пример с Канады и, наконец, пересадим чиновников если уж не на "Жигули", то хотя бы на собранные в России иномарки? Пора бы начать спрашивать со своего автопрома, куда ежегодно вбухиваются миллиарды рублей. Ведь должна Россия хоть что-то предложить своему лидеру в обмен на такие деньги? Многие всерьез поддерживают идею пересадить весь кабинет министров на продукцию "АвтоВАЗа". А если без шуток, то поддержка собственного автопрома может выражаться не только в постоянных финансовых вливаниях. А в чем еще? Спросите у француза Оланда.