Ряд недавних исследований показал, что стресс, вызванный вождением транспортного средства, является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и внезапных осложнений, таких как инфаркт миокарда. Это особенно актуально для начинающих водителей.
Специалисты из Бразилии совместно с коллегами из Британии и Италии предложили простой и приятный способ снижения так называемого сердечного стресса у людей, находящихся за рулём автомобиля. Новое исследование показало, что в этом поможет инструментальная музыка.
Выборка участников была небольшой: пять девушек в возрасте от 18 до 23 лет. Все они были здоровы, имели водительский стаж от года до семи лет и садились за руль относительно редко – один или два раза в неделю.
Авторы работы поясняют свой выбор тем, что люди, которые имеют изрядный водительский опыт и проводят за рулём много времени, как правило, лучше адаптированы к стрессовым ситуациям на дорогах. А вот новички часто испытывают волнение и тревогу, и это может отразиться на состоянии их сердечно-сосудистой системы.
Эксперимент проводился в течение двух дней в бразильском городе Марилия. Девушки должны были выехать на оживлённую трассу в час пик (с 17:30 до 18:30) и в течение 20 минут ехать по заранее обозначенному трёхкилометровому маршруту.
В первый день участницы выполняли это задание без музыки, а на второй день ехали по тому же маршруту в то же самое время, слушая инструментальную музыку на CD-плеерах, подключенных к автомагнитолам (напомним, что использование наушников во время вождения является нарушением правил дорожного движения).
"Чтобы повысить степень дорожного стресса, мы попросили участниц вести машины, которыми они не владели", – добавляет глава научной группы Витор Энграсия Валенти (Vitor Engrácia Valenti) из Университета Сан-Паулу.
Уровень сердечного стресса медики оценивали путём измерения вариабельности сердечного ритма (ВСР). Для этого использовались специальные датчики, прикрепляемые к грудной клетке испытуемых.
Следует пояснить, что вариабельность сердечного ритма, определяемая как колебания в интервалах между последовательными сердцебиениями, отражает регулярность сердечных сокращений с математической точки зрения.
При этом показатель ВСР зависит от работы вегетативной нервной системы. Её симпатический отдел – "педаль газа", чем он активнее, тем быстрее бьётся сердце. А парасимпатический отдел – "педаль тормоза", он уменьшает частоту и силу сердечных сокращений.
Симпатическая нервная система активируется в том числе при стрессовых реакциях. В этом случае повышается частота и сила сокращений сердца, а показатель ВСР снижается.
"Повышенная активность симпатической нервной системы уменьшает вариабельность сердечного ритма, в то время как более интенсивная работа парасимпатической нервной системы увеличивает её", – уточняет Валенти.
Проанализировав полученные данные, команда обнаружила, что ВСР была снижена у женщин, когда они вели авто без музыкального сопровождения. Это указывает на более низкий уровень активности парасимпатической нервной системы и, соответственно, активацию симпатической.
И напротив, ВСР увеличилась у добровольцев, когда они слушали музыку за рулём. Это указывает на более высокий уровень активности парасимпатической нервной системы и снижение активности симпатической.
"Мы обнаружили, что сердечный стресс у участниц нашего эксперимента был снижен благодаря прослушиванию музыки во время вождения, – говорит Валенти. – Прослушивание музыки ослабляло перегрузку, которую испытывали добровольцы во время движения".
Авторы также отмечают, что в данном случае они выбрали в качестве испытуемых только женщин, поскольку на их состояние оказывают мощное влияние половые гормоны.
"Если бы участвовали как мужчины, так и женщины, и мы обнаружили значительную разницу между двумя группами, женские половые гормоны могли бы считаться ответственными за это", – пояснил Валенти.
По его мнению, подобные исследования помогут разработать простые профилактические меры, защищающие сердечно-сосудистую систему в стрессовых ситуациях (и не только во время вождения в час пик).
Более подробное описание этой работы содержится в статье, представленной в журнале Complementary Therapies in Medicine.