Работа антиблокировочной системы - пример, насколько эффективной и полезной может быть работа умной бортовой электроники. Но откуда же в этой высокотехнологичной системе берется неприятный скрежет - как будто к поверхности тормозного диска прижимают то ли железку, то ли обломок цветочного горшка?
Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек - задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая "неделя простых вопросов": мы собираемся искать ответы и дальше - в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.
Если говорить об антиблокировочной системе тормозов, то она впервые появилась на серийных машинах почти сорок лет назад, а сейчас представляет собой нечто привычное и само собой разумеющееся. Даже владельцы недорогих машин могут быть уверены, что при резком торможении электроника поможет им не допустить блокировки колес, тем самым сократив тормозной путь и обеспечив возможность маневрировать даже при нажатой в пол педали тормоза.
Как работает система - для большинства водителей также не секрет: электроника на очень короткое время снижает давление в тормозных магистралях - благодаря чему тормозные колодки "ослабляют хватку" и позволяют колесу провернуться. Но почему тогда владельцы многих машин слышат странный скрежет? Как будто колодку, наоборот, прижали к диску с такой силой, что она за доли секунды стерлась подчистую и скребет по диску своей металлической площадкой...
Ответ АвтоВестям помог найти Максим Неупокоев - менеджер по обучению российского представительства марки Porsche: "Давлением в тормозной системе управляют специальные клапаны, расположенные в блоке управления АБС. Когда система срабатывает, один (или несколько) из них сбрасывает давление, чтобы разблокировать "свое" колесо. Человек в этот момент продолжает удерживать педаль тормоза (все работает очень быстро) - система, чтобы возобновить торможение, закрывает клапан и с помощью специального насоса восстанавливает давление. За одну секунду современные АБС могут 10-15 раз сбросить и снова поднять давление - и столь частое срабатывание клапана вызывает высокочастотную пульсацию. Ее-то мы и чувствуем - одновременно ушами и правой ногой".
То есть неприятный звук скрежетания ни что иное как звуковая вибрация от работы клапанов - сбрасывания и накачивания давления. Кстати, по словам Максима, помощью антиблокировочной системы пользуются в том числе и пилоты самолетов - причем система, установленная на среднестатистическом авиалайнере, работает по той же схеме, что и автомобильная.