Чтобы стать автовладельцем, купить автомобиль недостаточно — его еще и нужно правильно зарегистрировать
При покупке новых авто особых хлопот при регистрации нет, но вот если авто покупается с рук, автомобилисту приходится повозиться — процедура регистрации для тех, кто занимается этим впервые, выглядит довольно запутанной и долгой. В прошлые годы помогали решать вопросы так называемые ускорители — посредники между МРЭО и автовладельцем, которые за определенную сумму помогали заполнять документы и работали проводниками в запутанных лабиринтах помещения Госавтоинспекции. Но в 2012 году Кабмин несколько раз вносил изменения в процедуру оформления транспортных средств, а в октябре прошлого года были приняты изменения в Налоговый кодекс Украины, согласно которым с 3 декабря 2012 года отменена уплата пошлины (3% от стоимости авто) в Пенсионный фонд.
Что в итоге изменилось, и как теперь зарегистрировать автомобиль?
С этими вопросами мы обратились к начальнику столичного МРЭО-5 Валерию Деликатному. А также мы попросили помочь разобраться с документами адвоката Алексея Святогора и сами попробовали снять бэушный автомобиль с учета и зарегистрировать его на нового владельца. Забегая наперед отметим, что процедура действительно упростилась, однако назвать ее идеальной или хотя бы удобной язык не поворачивается. Очевидно, законодателю нужно продолжать работу по упрощению алгоритма. Ведь в случае любой нестандартной ситуации (например, при покупке авто по доверенности) ходить от окошка к окошку и стоять в очередях новоявленному автовладельцу придется долго. А возникающие при этом затраты сложно назвать доступными для небогатого автомобилиста.
ЧТО УПРОСТИЛ КАБМИН
Согласно с прошлогодними изменениями, многое из того, что создавало «головную боль» для автомобилистов, отменили. Мы выбрали 7 главных изменений.
1. Экспертизу авто при его регистрации или снятии с учета теперь заказывать необязательно.
2. Если машина меняет владельца, то номер можно оставить и старый. Однако это возможно лишь в том случае, если новый хозяин живет в том же регионе, что и прежний. Также при продаже машины можно оставить номера себе, чтобы в дальнейшем установить на новый автомобиль. В этом случае номера при снятии авто с учета нужно сдать в МРЭО на временное хранение.
3. Меняя адрес, восстанавливая потерянные документы или меняя их (например, из-за смены фамилии — актуально для женщин), машину в МРЭО теперь можно не показывать.
4. Продавая машину (или делая подарок), теперь не нужно снимать ее с учета, но при наличии документа, подтверждающего законность его приобретения (договор купли-продажи, решение суда и т.д.). Можно напрямую переоформить автомобиль на нового владельца.
5. Зарегистрировать машину можно в любом регионе, независимо от прописки ее хозяина.
6. Теперь вам не могут отказать в регистрации, если у вас есть денежные долги по части ГАИ. Например, неоплаченные штрафы.
7. Самое главное — при оформлении ненового автомобиля (который уже был зарегистрирован на территории Украины) теперь не нужно платить 3%-ный сбор от стоимости автомобиля в Пенсионный фонд. В предыдущие годы именно этот сбор был связан с главными сложностями: и дорого, и было желание дать взятку, чтобы авто оценили подешевле.
КАК ОФОРМИТЬ АВТО ПО-НОВОМУ
Смоделируем ситуацию по переоформлению б/у авто
Шаг 1. Снятие с учета авто продавцом. Владелец авто пишет заявление о том, что ему нужно снять машину с учета. В МРЭО ему «метят» техпаспорт — если он старого образца (бумажный, с ламинацией), то его разрезают и ставят отметку о снятии с учета, если нового образца (пластиковый), то отрезают уголок и выдают учетную карточку. Также нужно получить транзитные номера (на них можно ездить до 2 месяцев).
Шаг 2. Оформление сделки купли-продажи. Существует три варианта законной продажи машины. Во-первых, через комиссионный магазин или брокера (нужно заплатить за услуги по оформлению справки-счета около 1 тыс. грн). Отметим, что если вы не являетесь владельцем автомобиля, а действуете от его имени по доверенности, то справку-счет выписать на себя нельзя (нельзя продать машину самому себе) — вписывают данные родственника. И в дальнейшем для того, чтобы он оформил автомобиль на вас, нужно либо привезти его, либо получить доверенность на право действовать от его имени. Именно поэтому при покупке автомобиля по гендоверенности лучше всего вписывать в нее сразу два имени — свое и родственника. Кроме того, в ГАИ могут потребовать нотариально заверенную копию доверенности — ее также лучше сделать при получении гендоверенности, чтобы потом не искать нотариуса возле МРЭО.
Во-вторых, у нотариуса можно заключить договор купли-продажи (эта услуга стоит около 800 грн). Отметим, что нотариус требует письменное согласие второго супруга (если продавец состоит в браке) и оригинал Свидетельства о регистрации брака.
Шаг 3. В МРЭО. В течение 10 дней после покупки авто следует поставить его на учет. Для этого нужно написать заявление, подать в окошко для регистрации договор купли-продажи (или справку-счет), паспорт, идентификационный код и транзитные номера вместе с квитанциями об оплате услуг МРЭО (до 700 грн). Сотрудник МРЭО осматривает авто, а также проверяет его по базам данных — если оно не в угоне или не в розыске (либо под арестом), новому владельцу выдают техпаспорт на его имя.
АВТО-ДВОЙНИКИ
В Украине действует схема легализации авто методом создания автомобиля-двойника. Под угнанный или нерастаможенный автомобиль подбирают такой же (по цвету, типу кузова) и с помощью своих людей в ГАИ или на СТО выясняют данные техпаспорта. После этого номер кузова перебивают и печатают поддельный техпаспорт (при современном развитии техники это несложно). В итоге появляются две идентичные машины. Так как доверенность сегодня не является обязательным документом, а при остановке авто гаишники проводят сверку номеров редко, то на «двойнике» можно ездить годами, а владелец «оригинального» авто об этом может и не подозревать. Более того, часто об этом не подозревает и новый владелец, считающий, что купил авто по доверенности.
Проблемы возникают при попытке снять такое авто с учета либо перерегистрации. Если такую машину выявляют, ее забирают на штрафплощадку, и покупателю авто придется через суд доказывать, что он является добросовестным покупателем, а затем пытаться легализовать авто. Если оно не числится в угоне, это может закончиться успешно, но займет много времени, нервов и денег (придется заплатить и за растаможку). Примета мошенника: продажа авто по доверенности на 40% дешевле рыночной стоимости.
ЗА ЧТО МАШИНУ МОГУТ «ЗАВЕРНУТЬ»
Приведенный выше алгоритм подойдет для большинства владельцев, но время от времени возникают случаи, когда, хоть вы все делали верно, возникают непредвиденные проблемы.
Просроченные штрафы. Хотя законодательством не предусмотрена возможность отказать автовладельцу в регистрации/перерегистрации авто за неоплаченные штрафы ГАИ, нередки случаи, когда автомобиль задерживают именно по этой причине. Дело в том, что если Госавтоинспекция не получает подтверждения об оплате штрафа, она обращается в исполнительную службу. В этом году нередки случаи, когда госисполнитель даже за неуплаченные 255 грн (минимальный штраф за превышение скорости) арестовывает все имущество должника, а автомобиль объявляет в розыск. Если сотрудник МРЭО выявляет такой автомобиль, то его задерживают до приезда госисполнителя, а уже тот забирает его на штрафплощадку. Арест на автомобиль может быть наложен и по любой другой причине, например, в ходе судебного разбирательства с банком (если машина покупалась в кредит, и он до конца не выплачен).
Угнанный автомобиль. Если сотрудник МРЭО выявляет перебитые номера либо другие несоответствия с данными техпаспорта (либо сам техпаспорт поддельный), то авто проверяют по базе на предмет угона. Если авто угнано, вызывается патруль, составляется заявление работником, который выявил авто. Работнику милиции отдают докладную записку, водителя могут задержать до выяснения обстоятельств. В МРЭО остатся копия записки. Водителя вместе с машиной и документами доставляют в райотдел, где уже милиция принимает решение о возбуждении уголовного дела.
ГБО. Непросто все и в том случае, если на автомобиль установлено газобаллонное оборудование. Дело в том, что это считается переоборудованием, которое нужно регистрировать в ГАИ (менять техпаспорт), что делают не все. В итоге при перерегистрации нужно вначале заменить старый техпаспорт на новый с записью «установлено ГБО», тут же уничтожить новый техпаспорт (снять машину с учета) и получить другой с данными нового владельца. Чтобы не платить два раза за замену техпаспорта, проще подъехать на СТО, где ставили газ, и там взять документы о том, что машину переоборудовали, например, день назад (это стоит 100 грн), и ехать в МРЭО снимать ее с учета. Дело в том, что законодательство позволяет регистрировать ГБО не сразу, а в течение 10 дней.