Принцип движения шнекороторного вездехода прост. Машина оборудована двумя или более соосными с направлением движения роторами — винтами Архимеда. При вращении они отталкиваются от кашеобразной или жидкой субстанции, по которой движется вездеход, и продвигают его вперед.
Шнекоходу не страшно ничего. Там, где вязнет болотоход «Трэкол» с огромными бескамерными шинами, где из-за неровностей рельефа не может пройти судно на воздушной подушке, шнекоход будет медленно, но верно продираться вперед. Для спасательных операций в условиях, например, северных болот, он может стать незаменимым помощником. Кроме того, полые роторы-шнеки могут служить поплавками, превращая вездеход в амфибию.
Шнекороторный вездеход (шнекоход) – это очень своеобразная машина. Она не может ехать по твердой поверхности, зато может – по любому болоту, слякоти, каше, воде, снегу, нет такой структуры, по которой не продерутся шнеки.
Итак, 8 шнекоходов!
Residue Solutions (Австралия). В 2002 году компания Residue Solutions представила свой первый шнекоход MudMaster и с тех пор стала лидирующим производителем подобных машин. MudMaster предназначен для обслуживания станций ирригации и иловых полей, а также для работы в условиях болот, мангровых лесов, береговых линий и так далее.
ЗИЛ-2906 (СССР) — шнекороторный снегоболотоход, разработанный специально для поиска космонавтов в труднодоступных районах. Входит в поисково-спасательный комплекс «Синяя птица». Строились такие машины с 1979 по 1991 год, всего сделано 20 экземпляров. На снимке, к слову, доработанный вариант ЗИЛ-29061.
Основной недостаток — это полная неспособность шнекохода передвигаться по хотя бы чуть-чуть твердой поверхности. Как только шнек «чувствует» землю, машину начинает сносить в сторону и трясти. Второй минус — крайне низкая скорость движения при высоких энергетических затратах. Именно невозможность существования шнекохода в качестве самостоятельной транспортной единицы и не позволило подобным вездеходам получить должное распространение. В том крайне узком сегменте, где без них не обойтись, делают просто: привозят шнекоход в кузове другой машины и спускают его на воду или грязь.