Уже 4 месяца одесская ГАИ ловит лихачей за рулем прямо на ходу — с помощью видеозаписывающего измерителя скорости, а попросту «Визира». Журналисты, напросившись к одному из экипажей ГАИ, на себе проверили, как работает этот прибор.

КАК ХИТРЯТ

Экипаж — два опытных инспектора, старший лейтенант Денис Бабенко и капитан Юрий Похила. Работать с «Визирем» им не впервой. Сегодня Денис и Юрий трудятся в районе Ленпоселка перед КПП ГАИ «Два столба». Похила медленно ведет белый Renault, прижимаясь к обочине Тираспольского шоссе. Денис — оператор «Визира». «Прибор автоматически определяет скорость автомобиля на дистанции от 400 до 100 метров от нарушителя. Если его скорость — свыше 80 км/час, прибор подает звуковой сигнал и начинает записывать происходящее на дороге. Дальнейшие наши действия? Догоняем нарушителя, включив мигалку, и в мегафон приказываем остановиться», — рассказывает Бабенко.

Первое время нам явно не везет на нарушителей. Завидев издали автомобиль ГАИ в яркой «боевой» раскраске, водители притормаживают и едут даже медленней, чем разрешено в ПДД — около 55—57 км/час. А обгоняя нас, дружелюбно улыбаются и вежливо кивают, пропуская вперед. Никому из них явно не хочется нарушать правила на глазах у патрульного экипажа.

«Водители сейчас все осторожные стали. Редко нарушают. А те, кого тормозим за превышение скорости, практически не спорят. Все уже знают о наших «Визирах», которые определяют превышение скорости на ходу», — поясняет старший экиипажа, капитан Юрий Похила.

Внезапно нашу машину резко обгоняет черный джип. «Визир» издает два кратких «Бип-бип» — скорость превышена почти на 15 км. Инспектор устремляется в погоню — для регистрации нарушения ПДД, поясняет он, нужно приблизиться к авто нарушителя на 100 метров и сделать четкую видеозапись. «На фото и съемке должны быть видны госномера нарушителя», — говорит Денис. Однако, обогнав нас, внедорожник мгновенно перестраивается за медленно идущую впереди «Волгу» — джип превысил скорость всего на несколько секунд и тут же спрятался за другое авто.

Оператор «Визира» Денис неохотно признается, что на этот раз водитель джипа перехитрил точный прибор: «Нам не удалось сделать фото авто — расстояние было слишком велико до него. А нарушитель явно нас увидел и быстро перестроился. Поэтому останавливать его нельзя — «Визир» не успел зафиксировать нарушение». По словам правоохранителя, в суде нечеткий фотоснимок автомобиля обязательно поставит под сомнение адвокат нарушителя.

СПЕШИЛ НА ПОХОРОНЫ

Спустя 10 минут после хитрого водителя джипа, нас вновь обгоняют на большой скорости. На экране «Визира» — 84 км/час — водитель серебристой Toyota Camry явно спешит. Взвыв сиреной, экипаж подает сигнал водителю остановиться. Из иномарки выскакивает несколько озабоченных мужчин. «Ребята, отпустите нас, пожалуйста! — взволнованно говорит водитель «Тойоты» капитану Похиле. — Спешим на похороны, больше нарушать не будем». Капитан разводит руками, мол, нужно отпускать. «Это горе, нельзя их тормозить», — кратко резюмирует Денис Бабенко.

Вскоре в сети «Визира» попадается лихач на черной Toyota Camry. Мы догоняем авто, но водитель, несмотря на приказы остановиться, упорно их игнорирует. Наконец, тормозит. «Непонятливость» водителя становится ясной — из иномарки выходит вьетнамка, которая еле-еле говорит по-русски. Составление протокола занимает около получаса.

«Права у нее в порядке, техпаспорт тоже. Она гражданка Украины, живет на Грушевского. Превысила скорость на 3 км. С нами не спорила, поэтому штраф на первый раз выписали минимальный — 255 грн», — поясняет Юрий Похила. К слову, оба инспектора признаются, что многих нарушителей отпускают с миром. «Если человек сделал мелкое нарушение, то просто делаем замечание. Например, по правилам, мы должны штрафовать за грязные номера. Но водителя стареньких «Жигулей», приехавшего из села, отпустим. Правда, перед этим заставим номера протереть», — улыбается Бабенко.

АНТИРАДАР НЕ ПОМОЖЕТ

Дороги в городе и области пока патрулирует всего 8 экипажей с чудо-прибором «Визир». По словам Похилы, способов воспрепятствовать работе прибора пока нет. «Некоторые приделывают антирадары, якобы отражающие радиоволны. Другие цепляют СД-диски, надеясь, что они отразят сигнал. Это — глупость. «Визир» не сможет определить превышение скорости нарушителя только в одном случае — если автомобиль будет невидимым», — шутит один из наших «напарников».

«ГАЙЦАМ — ПОЛТИНА, И РАЗБЕЖАЛИСЬ!»

Оба инспектора ГАИ признались нам: самые вредные нарушители — молодые юристы. «Они сразу начинают вредничать и искать любые лазейки, чтобы выйти сухими из воды. Ищут ошибки в составлении протоколов, начинают вспоминать сразу все законы», — вздыхают гаишники. По их словам, нарушителей больше всего ночью и по праздникам.

«Как-то в городе пьяный водила врезался в столб и опрокинул свой УАЗик. А выскочив из машины, он, под два метра ростом, начал «решать» на месте вопрос с нами и свидетелями ДТП. Он гордо заявил всем собравшимся: «Свидетелям — по тридцатке, а гайцам — по полтиннику. И разбежались!» — смеется Юрий Похила. — Поняв, что сказал глупость, пьяница решил сбежать. Я повис у него на плечах, но мужчина оказался огромной силы и протащил меня десяток метров с собой! А когда я еле-еле на него наручники нацепил, он тут же мирно уснул».