В следующую субботу, 13 августа, вступит в силу закон об отмене техосмотра для авто, которые владелец использует в личных целях. Днем постовые собираются ловить водителей «за дым и шум», ночью — «за плохой свет».

Напомним: законодатели решили, что за техсостояние таких машин должны отвечать их владельцы (ведь сейчас ТО был, по сути, формальностью), причем если из-за неисправности машины произойдет ДТП, это будет отягчаю-щим обстоятельством. Коммерческий транспорт (то есть машины, которые работают в такси, служебные, грузовые) по-прежнему подлежит осмотру, который будет проводиться только на сертифицированных СТО.

Но ГАИ, как и ранее, собирается контролировать исправность машин, причем прямо на трассе: для этого будут закуплены передвижные станции диагностики (СД). «Пока речь идет о 27 СД, по одной на каждую область и Киев, — говорит начальник отдела автомобильно-технической службы департамента ГАИ Василий Рублюк, — потому что это дорого. Например, только стенд для проверки тормозной системы (он перевозится в спецприцепе, затем сгружается и монтируется на дороге) стоит до 90 тыс. евро», — говорит Рублюк.

Также на этих СД гаишники смогут контролировать исправность рулевого управления, развал-схождение ко-лес, регулировку фар, токсичность выхлопа двигателя (СО), все, что влияет на безопасность движения. По словам Рублюка, инспектор, например, может днем визуально определить, что неисправны рулевое управление, двигатель (из выхлопной трубы вылит дым), прогорел глушитель, а ночью — что не отрегулированы фары. Это — причина для остановки и, если проверка на СД покажет неисправность, инспектор обязан выписать штраф (340—425 грн.).

Правозащитник Алексей Святогор утверждает, что в полевых условиях можно проверить содержание СО, тонировку стекол и регулировку фар, все остальное — только на СТО, потому что стенды, установленные на неровной обочине, будут врать.

«Это — основание обжаловать действия инспекторов и выиграть иск», — говорит Святогор. Водитель с 30-летним стажем Алексей К. опасается, что такие проверки обойдутся автомобилистам дороже, чем прохождение раз в два года техосмотра (500—600 грн.): мол, тормозить гаишники будут постоянно, и коррупция возрастет. Рублюк уверяет, что все СД будут под контролем, и призывает водителей звонить на телефон доверия (в Киеве — (044)-249-84-02), если инспектор намекает на взятку.

СТРАХОВИКИ

Есть и еще один подводный камень отмены ТО — возможное повышение цен на автогражданку и КАСКО. «Для тех, у кого нет протокола о прохождении техконтроля (справки с СТО), страхкомпании поднимут цену», — уверен замгендиректора Лиги страховых организаций Александр Залетов.

А топ-менеджер компании «Украинская страховая группа» Ирина Бонковская говорит, что они пока не решили, будут ли повышать стоимость страховки, ведь на этом рынке и так большая конкуренция, а техосмотр и раньше мало влиял на количество страховых случаев.