Опытные велосипедисты делятся с харьковчанами излюбленными местами для прогулок на железном коне — вдоль живописных лесов, рек и достопримечательностей. В области уже открыли пять промаркированных веломаршрутов, и даже новички, ориентируясь по табличкам и указателям, смогут проехать до конца, не заблудившись. На очереди — еще 20 велопутей.

Велолюбитель и автор маршрутов Никита Ткаченко старался сделать их максимально удобными, безопасными и интересными: без труднопроходимых дорог, с объездами опасных мест и с возможностью кататься при любых погодных условиях. «Руководствовался также тем, чтобы маршруты захватывали достопримечательности, не были тупиковыми, а их можно было дальше развивать, и чтобы по ним можно было ездить большими группами. Самое главное, эти веломаршруты максимально отведены от автомобильных дорог», — рассказывает Никита Ткаченко.

Все маршруты стартуют с окраин Харькова. Наиболее легкие и короткие — три маршрута через Лысогорский лес, которые стартуют и заканчиваются в городе. Два других маршрута посложнее: их финиш расположен за чертой Харькова (см. инфографику).

Как рассказал нам директор областного организационно-методического центра туризма Денис Дармостук, следующие маршруты проложат вдоль рек, водоемов и туристических объектов: музея Сковороды, Репина, Высоты Маршала Конева, Краснокутского дендропарка, Пархомовского музея, Шаровского парка и Гомольшанских лесов. «Мы хотим создать кольцо из веломаршрутов, которое объединит эти туристические объекты», — добавил чиновник. Кроме того, по словам Никиты Ткаченко, вскоре промаркируют маршрут от Харькова до Эсхара, и, создав серию маршрутов, продлят его через лес, долину Северского Донца, Фигуровку и Малиновку. «Там можно будет пробыть несколько дней с палаткой. Для этого подготовят кемпинг на одной из баз отдыха, где можно будет остановиться за минимальную плату», — рассказал активист.

ДЛЯ ПРОФИ. Тем, кто уже покорил промаркированные пути, велосипедисты советуют отправиться в экопарк Фельдмана, более опытным — к усадьбе Натальевка, в Старый Мерчик. Велосипедист с 13-летним стажем Михаил Калужинов рекомендует прокатиться в зоопарк зооветакадемии (от Павлового поля через лес), а также более дальний маршрут — к Поющим террасам в село Городнее Краснокутского района, который можно сократить, добравшись до Старого Мерчика на электричке. Интересный маршрут велолюбители испробовали вдоль Украинской укрепленной линии, но он достаточно длинный, около 200 км. Путешествие охватывает несколько районов области, от Краснограда до Изюма, в которых сохранился десяток крепостей. За день можно проехать не все, а несколько оборонительных земельных укреплений.

СОВЕТЫ ДЛЯ ВЕЛОЛЮБИТЕЛЕЙ. Велолюбители советуют покупать новичкам только качественные велосипеды, которые стоят не менее 3000 гривен. Велик нужно подбирать в зависимости от стиля катания: по пересеченной местности, по городу или для скоростных выездов по шоссе. «Следует обращать внимание на качество рамы: она может остаться с вами на несколько десятков лет, а другое оборудование рано или поздно придется менять», — делится велоактивист Никита Ткаченко. Приобретать велосипед лучше в магазине, а не на рынке. «Черного списка» магазинов у нас нет, везде вас проконсультируют продавцы. В зависимости от стиля катания, предпочтений, пола и роста они предложат подходящие варианты», — добавил велосипедист. Минимум, который следует приобрести к железному коню, — насос, запасная камера и ключ, которые обойдутся примерно в 200 гривен. Также очень важно иметь очки и шлем.

Кроме того, в Харькове открываются точки проката велосипедов, а оказывают такую услугу многие веломагазины. По словам знатоков, в прокате, как правило, лишь качественные велосипеды. Еще одним вариантом для тех, кто не может приобрести новый двухколесный, может стать велосипед б/у, цена на который варьируется от 700 до 1500 гривен. А вот самый дешевый вариант — старый со­ветский велосипед гривен за 400, который можно оснастить новыми деталями.