Уже сейчас можно смело говорить, что автомобиль в Украине становится роскошью, а не средством передвижения. Отправив на пенсию "Таврию" со "Славутой", Украина фактически осталась без доступных авто. Запорожские автомобили, детища отечественного автопрома, - предмет насмешек и тема анекдотов, поистине была "народным автомобилем". За последние годы самый "дешевый" автомобиль в Украине стал втрое дороже.

В докризисные времена можно было обзавестись новенькой "Таврией" за 15-17 тыс. грн (в то время $ 3 -3,5 тыс. по курсу того времени), "Славута" стоила чуть дороже. Перед снятием с производства продукт запорожского автомобильного завода тянул на 38,5 тысяч гривен (почти $ 5 тыс.). Пришедшая на замену ЗАЗ Forza, никак не выглядит равноценной компенсацией – цены на авто в самой скромной комплектации стартуют от 80 тыс. грн.
 
Анализ рынка новых авто показывает, что в нише бюджетных автомобилей до $ 10 тыс. выбор невелик. Предложения можно пересчитать на пальцах – несколько моделей российских "Лад", узбекские Daewoo, Sens отечественной сборки и китайцы Chery.                        

Самые дешевые автомобили в Украине
 
Daewoo Matiz  (Узбекистан) 48 300
 
ZAZ Sens  (Украина) 61 120

ВАЗ - 2113  (Россия) 61 300             
 
Daewoo Nexia (Узбекистан) 62 400             
 
Chery QQ (Китай) 66 200      

 

Сегодня в Украине самая дешевая машина стоит от  48 тысяч гривен – это Daewoo Matiz узбекского производства. Но с 15 ноября узбекский производитель попадает под действие квот, и до 2014 года в страну можно будет ввести три автомобиля в год. До этого украинский рынок покинула легендарная "семерка" ВАЗ 2107 (54 888 грн.), сворачивается производство ВАЗ 21093 (61 200 грн.) и 2199 (64 200 грн.).

"На заседании в правительстве сообщили, что Минсоцполитики в бюджете выделено столько-то денег, на которые нужно закупить побольше автомобилей для инвалидов. В списке на первом месте был Daewoo Matiz, который самый дешевый на рынке, так сегодня их фактически изгнали с рынка. Ну и подобные бюджетные авто", - сказал "Комментариям" генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

В свою очередь, ВАЗ 2107 и 21099 уже не могут конкурировать с основными игроками рынка из-за своего морального устаревания, их вытесняют более новые недорогие модели, говорят в "УкрАвто".

Украина уже давно и долго, но пока без результатов пытается развивать автомобильную индустрию. В страну зовут инвестора, презентуют высококлассные и дешевые рабочие кадры, выгодное расположение и рынок сбыта, однако иностранные автоконцерны в страну не спешат. Инициированное повышение пошлин на импорт иномарок должно защитить отечественного производителя однако ситуация получается противоположной – ограничив ввоз иномарок, в ответ рынок  не может предоставить ничего взамен.

"Это искусственно созданная ситуация, когда с рынка "вымывается" доля автомобилей именно в бюджетной нише. Пошлины простят ввести на машины с объемом до 2,2 литра, а это именно доступные дешевые автомобили, ввоз джипов не ограничивает никто. Опять получается ситуация, когда бедные заплатят за богатых", - говорит Назаренко.

К слову, автомобили стоимостью до 10 тыс. долларов одна из самых продаваемых ниш Украине, она занимает порядка 25% рынка. По данным агентства AUTO-Consulting, за первое полугодие было зарегистрировано 37 006 автомобилей со средней ценой по модели менее тыс.

По прогнозам специалистов, аналогов "Таврии" или "Славуты" в Украине уже не будет. Тенденции свидетельствуют о том, что ближайший год стоимость самого дешевого автомобиля будет стартовать с 80 тысяч гривен. Затраты на производство и "массированная атака" китайского автопрома не позволяют говорить о дешевом украинском автомобиле.