Вчера Кабинет министров одобрил с доработками законопроект, предусматривающий платное пользование дорогами для перегруженных автомобилей. В правительстве предлагают также существенно увеличить штрафы за нарушение габаритно-грузовых нормативов.

В частности, штрафы за отдельные нарушения для водителей возрастут почти вдвое — до 1700 грн, а для собственников и ответственных должностных лиц — в десять раз, до 17 тыс. грн. В оппозиции опасаются, что новшество приведет к увеличению взяточничества, но в целом относятся к инициативе положительно.

О планах правительства по оптимизации эксплуатации автомобильных дорог рассказал, открывая вчерашнее заседание правительства, премьер-министр Николай Азаров. Отметив, что в последнее время "чуть ли не самой острой темой в СМИ является состояние украинских дорог", он подчеркнул — главной причиной сложившейся ситуации является перегруженность транспорта.

— По данным "Укравтодора", более 80% транспортных средств ездят с превышением нормативов по весу. Таким образом бизнесмены экономят на количестве рейсов, а то, что от этого страдают другие граждане, их не волнует,— строго сказал премьер.

Николай Азаров сообщил, что в ходе заседания Кабинет министров рассмотрит законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усиления контроля за безопасностью автомобильных перевозок грузов и ответственности за нарушение правил дорожного движения".

— Причем отвечать будут и перевозчики, и должностные лица, которые выпустили перегруженные машины на линию,— пообещал премьер.

Предложенный законопроект был одобрен правительством с доработками. Документ предусматривает, что движение транспорта, весовые или габаритные параметры которого превышают нормативы, допускается "за плату, установленную Кабинетом министров" и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти. При этом контроль осуществляется ответственным органом "как в режиме стационарного взвешивания и проверки габаритов во время остановки транспортного средства, так и без его остановки путем взвешивания и определения габаритов с автоматической фиксацией результатов специальными техническими средствами".

"В Украине функционирует 38 передвижных пунктов взвешивания, но там работают люди, а это всегда человеческий фактор. Устранить его позволят автоматические системы взвешивания. Первый такой пункт уже установлен на 24-м километре трассы Киев—Чоп. В первую же неделю работы системы количество перегруженного транспорта здесь сократилось с 78% до 7%",— сообщил журналистам после заседания правительства глава Госагентства автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") Евгений Прусенко, пообещав до 2014 года ввести в действие 60 таких пунктов.

Следует отметить, что в предложенном документе штрафы за нарушение весовых нормативов существенно возрастают. Если действующее законодательство предусматривает санкции в размере 510-680 грн для водителей, 1360-1700 грн — для собственников и ответственных должностных лиц, то законопроект предлагает определить штрафы для водителей в зависимости от тяжести нарушения в размере 510-1700 грн, а для собственников и должностных лиц — 1360-17 тыс. грн. В частности, за использование крупногабаритного транспорта без разрешения органа внутренних дел или без документа о внесении платы за проезд законопроект предусматривает штраф в размере 1020-1360 грн для водителей, 4250-8500 грн для предпринимателей и должностных лиц. Повторное нарушение предусматривает штраф для водителей в размере 1360-1700 грн, для предпринимателей и должностных лиц — 8,5-17 тыс. грн.

При этом, по словам господина Прусенко, в правительстве "ведется дискуссия об увеличении предложенных штрафов". Среди прочего Министерство инфраструктуры отрабатывает предложения по ужесточению санкций для юридических лиц в зависимости от объемов превышения нормативов их автомобилей.

В оппозиции поддержали инициативу правительства. "Если это не превратится в схему по выдавливанию каких-то взяток, то идея выглядит рациональной. Ведь когда едет машина массой 60 т, она просто продавливает покрытие. Предложенный механизм позволил бы предотвратить разрушение дорог, если только это не очередной способ сбора взяток",— заявил народный депутат, член парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Юрий Одарченко ("Батькивщина").